Потребительское кредитование изменило расстановку сил на рынке розничной продажи сотовых телефонов. 

В 2005 году каждый шестой мобильник был куплен в кредит: это в три раза больше, чем в 2004 году. Участники рынка уверяют, что именно кредиты повысили среднюю розничную цену на телефон с $136 до $167. 

По версии информационноаналитического агентства «Сотовик» доля розничных продаж сотовых телефонов по программам потребительского кредитования в 2005 году достигла 17%. По сравнению с 2004 годом доля таких покупок увеличилась в 2,8 раза. Данные аналитиков согласуются с цифрами крупнейшего сотового ритейлера. «Евросеть» провела свое исследование рынка и пришла к выводу, что в 2005 году в кредит было куплено около 5 млн телефонов на сумму $1,1 млрд. Это составляет 5,5% от всего рынка потребительского кредитования в России. 

Генеральный директор сети «Цифроград» Владимир Пляко подтверждает, что цифры недалеки от истины. «Точных данных нет, но по ощущениям продажи телефонов в кредит за прошлый год возросли в 2–2,5 раза»,— считает Пляко. 

Он добавляет, что скепсис банков и страховщиков в отношении кредитов прошел: «Всем понятно, что рынок очень и очень интересный, потенциал роста все еще высок». 

«Основной сдерживающий фактор для роста доли кредитных покупок — высокая ставка потребительского кредитования»,— говорит аналитик «Сотовика» Антон Кузнецов. 

По его данным, эффективная ставка таких кредитов в большинстве случаев превышает 28% годовых, иногда приближаясь к 55–60%. В результате стоимость покупки телефона возрастает на 20–30%. С момента появления модели на прилавках ее цена ежемесячно снижается приблизительно на 3%. С учетом этой особенности сотового ритейла на момент погашения цена на конкретную модель может упасть на 15–20%. Получается, что покупатель переплачивает еще и за телефон, кроме погашения процентов по кредиту. 

Но, судя по статистике, потребителей такая прибавка не смущает. Аналитики прогнозируют дальнейший рост популярности кредитования покупок телефонов. «Без агрессивного снижения кредитных ставок в 2006 году доля телефонов, проданных в рассрочку, достигнет 28%»,— уверен Кузнецов. Он допускает,что при снижении ставки эта цифра будет еще выше — около 31%. Более долгосрочный прогноз предсказывает: к 2008 году доля мобильников, проданных в кредит, приблизится к 49%. 

Наибольшую выгоду от потребительского кредитования получают продавцы телефонов. «В первые месяцы запуска этой услуги в магазине средняя цена проданных аппаратов резко возрастает, объем продаж увеличивается в среднем на 20%»,— констатирует генеральный директор «Беталинка» Валерия Солок. В ее сети в рассрочку продается около 40% телефонов. Причем в регионах кредитом пользуются охотнее, чем в столице. 

Производителям активность банков тоже на руку. Генеральный директор Haier Mobile Russia Кристина Арутюнян утверждает, что сейчас около 20% телефонов Haier покупают в кредит. «Конечно, эта цифра ниже, чем в развитых зарубежных странах. Но к концу 2006-го, по нашим оценкам, она может составить 30–40%.  И рост будет продолжаться»,— говорит она. 

По мнению вице-президента по маркетингу «Евросети» Владимира Богданова, в прошлом году продажи телефонов в кредит по всему рынку выросли с 8–10% суммарного оборота до 25%. В самой «Евросети» эта цифра на конец года составила 35% продаж в денежном выражении. «Впрочем, надо учитывать, что средняя цена телефона, покупаемого в кредит, была выше средней на $70 по стране и на $115 по Москве»,— отмечает Богданов. По его прогнозам, к концу следующего года доля продаж в кредит в общем обороте рынке составит 40%. 

Разница в цене телефонов, за которые рассчитались наличными, и проданных в кредит, по версии «Сотовика» составила 41%. «Неудивительно: в кредит можно купить телефон и подороже»,— соглашается аналитик J’son & Partners Сергей Савин. По его данным, в минувшем году средняя цена проданного телефона выросла со $136 до $167. 

«Здесь кредиты сыграли решающую роль, хотя сказался и августовский кризис»,— констатирует Савин. Аналитик IDC Russia Наталья Короткова подтверждает, что рост средней цены на мобильник связан именно с кредитованием потребителей: «Мы проводили исследование рынка бытовой техники и выяснили очень интересную вещь: с учетом инфляции за год доходы населения почти не выросли, зато уровень потребления увеличился в несколько раз». Она не берется объяснить этот факт чем-нибудь, кроме кредитов. 

«Без сомнения, кредитование стимулирует рынок, но у него, кроме положительной, есть и оборотная сторона»,— утверждает аналитик IDC. По словам Коротковой, на мировом сотовом рынке используется другая схема кредитования: субсидирование, когда оператор, заключая долгосрочное соглашение с абонентом, бесплатно выдает ему мобильный телефон. «Такая схема помогает и операторскому бизнесу, а не только розничным продавцам»,— уверена Короткова. Но наши сотовые операторы пока не спешат использовать такую схему: тарифы, предполагающие продажу контрактов вместе с аппаратами, можно пересчитать по пальцам. 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar