Мэрия Волгограда объявила о возможном создании специализированной торговой сети, в которой будут продаваться товары только местных производителей. Предполагается, что в каждом районе города при поддержке муниципалитета местные компании откроют «мультикомплексы» площадью до 1,5 тыс. кв.м. Крупнейшие волгоградские товаропроизводители заинтересованы в этом проекте — их традиционно не устраивают условия работы с сетевым ритейлом. Однако эксперты выражают сомнение в том, что покупателей заинтересует такая форма торговли.
Администрация Волгограда предложила местным товаропроизводителям объединиться в специализированную торговую сеть с товарами и услугами исключительно местного производства. Свою инициативу муниципалитет объясняет большим количеством обращений от волгоградских предприятий и предпринимателей с просьбой выделить земельные участки под строительство фирменных магазинов. В прошлом году свои фирменные сети в городе уже ввели либо существенно расширили, кондитерская фабрика «Конфил», мясокомбинат «Царь-продукт» и другие предприятия. Производители объясняют свою стратегию желанием увеличить объем сбыта и снизить свою зависимость от торговых сетей.
«Чтобы решить этот вопрос, муниципалитет решил выделить земельные участки под строительство торговых мультикомплексов, в которых могли бы объединиться волгоградские производители, — пояснил „Ъ“ руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко. — Это будут небольшие торговые центры эконом-класса. Такие успешно работают, например, в Германии под эгидой Союза местных товаропроизводителей». Предполагается, что в каждом районе Волгограда будет построен торговый центр, который объединит местных производителей продуктов питания, промышленных товаров и сервисные организации, предоставляющие бытовые услуги. По предположению Дмитрия Семененко площадь одного мультикомплекса должна составить максимум 1,5 тыс. кв.м. (3-этажное здание на площади 500 кв.м.); возможно, под некоторые ТК по льготной ставке будут отданы уже готовые пустующие муниципальные помещения. Муниципалитет также готов оказывать бесплатную «рекламную поддержку» новой сети в городских СМИ. Мультикомплексам уже придумано название — «Волгоградец».
Объем инвестиций будет определен после того, как мэрия завершит прием заявок от предпринимателей и производителей — предполагается, что именно они станут основными инвесторами проекта. О своем возможном участии уже заявили ОАО «Волгомясомолторг», ЗАО «Конфил», «Городищенские колбасы», «Пивовар» и другие компании. В «Волгомясомолторге», например, недовольны тем, что в сетевых магазинах им достаются «не золотые полки» — места в нижних рядах. Кондитеры из «Конфила» традиционно указывают на слишком жесткие условия вхождения в сеть. В смягчение бонусных принципов в связи с поправками к закону «О торговле» (вступил в силу вчера) производители не верят.
В торговой сети «Радеж» отметили, что пока среди волгоградцев низкий спрос на местную продукцию, несмотря на ее высокое качество. «Это будет продолжаться, поскольку местные производители проигрывают конкурентам по качеству упаковки и продвижению своих товаров», — считает начальник отдела маркетинга и рекламы сети Алла Круглова. Директор ООО «Тамерлан» (франчайзи торговой сети «Пятерочка» в Волгограде) Андрей Пелагейко отметил тот факт, что мультикомплексам не удастся выстроить обширную торговую матрицу, что будет неудобно для покупателей. «Если будет сделана ставка только на местные товары, мало кто пойдет сначала покупать волгоградские молоко и колбасу в специализированном центре, а потом пойдет за остальными «не волгоградскими» группами товаров в другой магазин, — считает собеседник. — Поэтому все будет зависеть от концепции и управления». Среди основных преимуществ проекта господин Пелагейко отметил ресурс муниципалитета по недвижимости, которую власти могут отдать в аренду по льготным ценам или даже бесплатно.
Однако эксперты к идее мэрии отнеслись скептически. Так, гендиректор ИА «Инфолайн-Аналитика» Михаил Бурмистров отметил, что строительство специализированных торговых комплексов «нецелесообразно». «На один такой объект, если его возводить с нуля, потребуется до $ 5 млн в зависимости от типа торгового оборудования, отделки и других факторов, — подсчитал аналитик. — При этом я вообще сомневаюсь в том, что все это привлечет покупателей и окупится. Во всяком случае, в России пока примеров подобных сетей нет».