Московская мэрия достаточно давно говорит о планах развития социально-ориентированных розничных сетей. Восемь лет назад, например, она предприняла попытку притворить планы в жизнь и создать подобную сеть. Тогда попытка оказалась неудачной. Взамен правительство стало помогать магазинам шаговой доступности и социально-аккредитованным сетям. 

В постановлении правительства о создании социально-ориентированной розничной сети (СОРТС) от 13 февраля 2001 года говорится: «Учитывая эффективность технологии льготного обслуживания, разработанной и реализованной ЗАО «Лондон Бридж Супермаркетс», аккредитованным Правительством Москвы для льготного обслуживания участников и инвалидов Великой Отечественной войны, поддержать инициативу ЗАО «Лондон Бридж Супермаркетс» о создании крупной торговой организации — открытого акционерного общества «Социально-ориентированная розничная торговая сеть». 

Этим же постановлением предполагалось до 2002 года в каждом районе Москвы создать не менее одного супермаркета СОРТС. Департаменту государственного и муниципального имущества Москвы было поручено содействовать компании в подборе не менее 80 нежилых помещений для организации торговли, а Москомзему в согласовании с Москомархитектурой и префектами административных округов определить в районах массовой застройки не менее 20 участков площадью 0,2–0,3 га для передачи магазинам без права выкупа. Также планировалась возможность вхождения правительства Москвы в состав акционеров СОРТСа с учетом внесения в уставный капитал стоимости права аренды земельных участков. Со стороны сети, как сказано в документе, требовалось поддержание «высокого стандарта обслуживания», им также полагалось продавать льготникам 100 социально-значимых товаров на 10% дешевле, чем в среднем по рынку. По примеру «Лондон Бридж Супермаркетс» и при помощи чиновников средства на развитие новой сети были получены в Сбербанке, но позже он изменил условия кредитования и «социальный» бизнес стал нерентабельным. 

Тем не менее, московское правительство не отказалось от мысли о социально-ориентированных сетях, пусть и не своих — власти взялись помогать магазинам шаговой доступности. Они должны были предоставлять скидку на оговоренную группу товаров гражданам из социально-незащищенной группы населения, а взамен получали льготную аренду.
В итоге, на сегодня в Москве работает около двух тысяч магазинов шаговой доступности, из них 466 аккредитованы при мэрии столицы. 

На недавнем заседании правительства города мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что: «Магазины шаговой доступности и социально-ориентированные торговые предприятия находятся под угрозой банкротства и работают без прибыли». В тот же день департаменту поддержки и развития малого предпринимательства, департаменту потребительского рынка и услуг, а также экономическому блоку правительства города было дано распоряжение разработать конкретные экономические меры по поддержке таких магазинов.
Однако, как рассказал BFM.ru руководитель департамента поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы Михаил Вышегородцев, слова градоначальника все истолковали неправильно. Он объяснил, что есть два вида социально-аккредитованных магазинов. Одни арендуют площади, находящиеся в собственности правительства Москвы, а другие либо являются собственниками, либо арендуют помещения у частных арендодателей. Те, что в первой группе, «получили достаточно большой кусок поддержки в виде снижения арендной ставки». На 2009 год она составляет 1 тысячу рублей за кв. метр в год. Магазины второй группы оказались с ними в неравных условиях: арендуя помещение по более высокой ставке, они, тем не менее, предоставляют скидки по социальным картам москвичей. «Здесь не стоит вопрос о том, что кто-то стал нерентабельным или кому-то тяжело работать. Просто часть организаций получила поддержку, а часть — нет», — считает Вышегородцев. 

Чтобы устранить эту несправедливость департаментом поддержки и развития малого предпринимательства было вынесено на рассмотрение правительства предложение о том, чтобы установить льготы по аренде земли либо субсидировать социальные магазины. 

Как пояснил Михаил Вышегородцев: в первом случае собственнику участка будет предложено снизить арендную ставку. А чтобы арендодатель согласился, ставка может быть приравнена к ставке предприятий бытового обслуживания, которая считается минимальной. Во втором случае компаниям будут компенсировать те деньги, что они недополучают, предоставляя скидки необеспеченным москвичам по социальной карте. 

Для получения субсидии до 2,5 млн рублей магазин или сеть должны подать заявку, в которой будет указано, на что организация направит полученные средства. И при этом равную субсидии сумму сеть должна инвестировать в свое развитие из собственных средств. 

Решение по такому предложению пока не принято. Тем не менее известно, что на все виды субсидий в 2009 году в бюджете столицы зарезервировано 500 млн рублей. 

Одной из аккредитованных правительством Москвы торговых сетей является «Самохвал», принадлежащий ООО "Самторг". Директор по маркетингу этой группы Константин Кочерешкин рассказал BFM.ru, что предложение департамента представляет для торговой сети интерес, поскольку касается определенной части ее покупателей. Однако о возможном размере субсидии он говорить не стал — «Сначала хотелось бы получить более подробную информацию о тех обязательствах, которые должна будет взять на себя сеть».
Тем не менее, у сети, по его словам, уже есть положительный опыт работы с властями. Компания заключила с районными администрациями некоторых областей Московской области соглашения «О проведении мероприятий по стабилизации цен на товары первой необходимости и введении системы скидок для социально-незащищенных слоев населения». «По договоренности мы предоставляем 7% скидку в утренние часы — с 9 до 12 — на товары, входящие в потребительскую корзину для ветеранов, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других категорий социально-незащищенных граждан. В ответ местные власти оказывают нам помощь в развитии». 

Еще до кризиса, по утверждению Константина Кочерешкина, управы районов, в которых находятся магазины, обратились в компанию с просьбой о предоставлении скидок по социальным картам. «Нам за это ничего не полагалось, но для компании это была имиджевая акция». 

Полагаться ничего и не могло, потому что среди 37 супермаркетов «Самохвала» 20 находятся в собственности компании, а 17 помещений — в аренде. И только одно помещение сеть арендует у Московского правительства. «Ставка аренды там в 1,5–2 раза ниже рыночных предложений», — рассказал Кочерешкин. 

Компания не ставит своей задачей добиться самых низких цен, но чтобы сделать их оптимальными, она отказалась от «платы за вход в сеть», что автоматически делает товар дешевле, потому что поставщики не закладывают эти расходы в стоимость. Кроме того, по договоренности с поставщиками на 50 товарных позиций сеть вообще убрала торговую наценку и предлагает их по цене производителей. 

По словам главы столичного департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова, средняя стоимость потребительской корзины в Москве не превышает 2,5 тысяч рублей, а в аккредитованных при мэрии столицы магазинах, где в основном продукты питания покупают ветераны, пенсионеры и другие льготники, цена потребительской корзины составляет 2 тыс 58 руб 17 копеек, что почти на 400 рублей меньше, чем даже в среднем по России. 

Впрочем, для того, чтобы обеспечить низкие цены, не обязательно аккредитовываться в правительстве Москвы и получать арендные льготы. Некоторые магазины находят иные способы. Как рассказала руководитель по связям с общественностью Х5 Retail Group Светлана Витковская, в недавнем подсчете стоимости средней потребительской корзины по всем своим сетям, компания выяснила, что она составляет 1661 рубль. 

Принадлежащая Х5 Retail Group сеть «Пятерочка», например, не являясь социально аккредитованной, стала устанавливать минимальные цены на продукты. Как объяснила Светлана Витковская, позволить себе такое она сможет за счет оптимизации ассортимента — его планируется сократить на 20%, снижения арендных ставок, оптимизации логистики. «У нас увеличивается объем закупок, а значит, снизятся затраты на поставки. Цены мы сможем снижать и дальше, но уменьшения маржи у нас не будет за счет сокращения операционных издержек и роста трафика». 

Аналитик консалтинговой компании Pynes & Moerner Александр Мурзов считает, что предполагаемая помощь правительства Москвы — нормальная адекватная антикризисная мера. «Но с точки зрения системы ценообразования, стратегии и получения маржи, в магазинах шаговой доступности цена не может быть меньше, чем в наших серьезных дискаунтерах — в «Копейке» или «Пятерочке». Насколько удачно такая помощь будет реализована в Москве — сказать сложно. Я знаю примеры, когда создавались ритейловые проекты, одним из заказчиков которых была московская администрация, однако они не удались. Официально это объяснялось кризисом, но я думаю, дело было не только в нем». 

По мнению Мурзова, трудно ожидать, что мелкие ритейлеры смогут предложить хорошую операционную модель чиновникам, те, в свою очерадь, оценить все ее плюсы и минусы, и вместе они договорятся, учетывая интересы друг друга.
«Хотя, безусловно, сама идея создания социально-ориентированных сетей хороша. Большой вопрос только в том, будет ли она работать», — подытожил Александр Мурзов.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar