Дмитрий Потапенко, управляющий партнер ГК Management Development Group Inc. и сетей «ГастрономчиК» и «Марка», рассказал Infox.ru, что генеральному директору компании «РичФор» (управляет сетью магазинов «Марка») поступило письменное предложение департамента потребительского рынка приобретать продукцию компании «МосМедыньагропром» (молоко «Большая перемена», творог, масло, фруктовые творожки и т. п.). По его словам, выставлялись жесткие требования – «РичФор» «попытались обязать обеспечить покупателя продукцией «МосМедыньагропром».
Всего официальных писем было два (копии документов есть в распоряжении Infox.ru) . В первом компанию «в целях восполнения ассортимента продовольственных товаров отечественного производства» просили провести переговоры «с начальником отдела продаж «МосМедыньагропром»… по вопросам взаимовыгодного сотрудничества». С указанием имени, фамилии и рабочего телефона этого сотрудника. В конце документа «информацию о результатах» просили предоставить в департамент до определенного срока.
Через несколько дней генеральный директор «РичФор» получил второе письмо на бланке департамента, за подписью первого заместителя руководителя Георгия Смолеевского, в котором со ссылкой на исполнение поручения мэра Москвы Юрия Лужкова написано: «В соответствии с письмом департамента….. Вам было рекомендовано провести переговоры с начальником отдела продаж «МосМедыньагропром» ….по вопросу реализации молока и молочной продукции в предприятиях вашей торговой сети. Учитывая, что до настоящего времени от вас не поступило ответа по существу поставленного вопроса, прошу в срок до 16.04.2009 г. проинформировать Управление организации и координации продовольственной торговли департамента об итогах проработки указанного вопроса, для дальнейшей подготовки доклада мэру Москвы Юрию Лужкову».
По словам Дмитрия Потапенко, «МосМедыньагропром» выпускает «не самую дешевую продукцию молочной категории». Цена литрового пакета молока для конечного покупателя составит около 40 руб., что дороже, чем некоторые собственные торговые марки продуктовых сетей. В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по этому поводу бизнесмен не обращался.
По словам заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Валентины Варфоломеевой, завод, производящий продукцию компании «Мосмедыньагропром» оснащен «самым современным оборудованием»: «Вся продукция, выпускаемая под брендом «Большая перемена» полностью натуральная, экологически чистая и уже используется в детском и дошкольном питании, начиная с января текущего года. В связи с чем, департамент потребительского рынка и предложил московским розничным сетям продавать продукцию, выпускаемую компанией «МосМедыньагропром». Также по ее словам, благодаря тому, что был построен завод, у местных жителей появилось почти 1,5 тыс. рабочих мест».
Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», считает, что текст писем носит протекционистский характер. По его мнению, стилистика письма содержит скрытую угрозу, обещающую дальнейшие действия негативного характера в отношении розничной сети, если ее представители ответят отказом на данное предложение.
Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС, говорит, что в тексте документов, адресованных компании «РичФор», он усматривает косвенные признаки нарушения закона о конкуренции. По его словам, согласно статье 15 закона «О защите конкуренции» органам государственной власти регионов запрещается: «… дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; и установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары».
Тимофей Нижегородцев отмечает, что, если в дальнейшем в отношении участников рынка последуют «действия негативного характера» со стороны чиновников, это будет прямым нарушением законодательства. Начальник управления ФАС отмечает, что жалоб на подобные обращения от розничных сетей по Москве в управление пока не поступало.
Руководитель отдела по связям с общественность X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) Светлана Витковская говорит, что от департамента потребительского рынка в компанию поступали «подобные предложения». Но компания рекомендациям не последовала. «На полках наших магазинов не так много места. И оно занято более востребованными продуктами этой категории», — говорит Светлана Витковская.
Ярослав Греков, руководитель pr-службы компании «Дикси», от комментариев отказался, сославшись на то, что компания не станет раскрывать информацию о запросах, поступивших к ним, «тем более от государственного органа».
Андрей Кондратюкин, директор по развитию сети магазинов «Копейка», сообщил, что о подобных запросах ему ничего не известно. Получить комментарий пресс-службы компании «Седьмой континент» в пятницу не удалось.