Мясная группа “Черкизово” успела провести первичное размещение на волне фантастического спроса на акции российских потребительских компаний. По итогам вчерашнего IPO компания стоит около $904 млн. Это близко к нижней границе ценового диапазона, который установило для своих акций “Черкизово”, но гораздо дороже сравнимых международных компаний.

Председатель совета директоров “Черкизова” Игорь Бабаев мечтал стать первым российским аграрием, который продаст акции своей компании на бирже. В 1998 г. он начал готовиться к размещению, но тут грянул кризис и Бабаев временно лишился даже контроля над головным предприятием холдинга — Черкизовским мясоперерабатывающим заводом. Восемь лет спустя мечта сбылась: вчера компания определила цену и другие параметры размещения.

Всего группа продаст инвесторам 109 881 акцию, а в свободном обращении на Лондонской фондовой бирже, Московской фондовой бирже и РТС после размещения окажется 27,8% общего акционерного капитала. Акции достанутся инвесторам по цене $2287,5 за штуку, GDR (одной акции соответствуют 150 расписок) — по $15,25. Всего группа заработала на размещении $251,35 млн, чуть меньше $100 млн из которых получат действующие акционеры. При этом на GDR, по словам одного из банкиров, принимавших участие в подготовке размещения, пришлось больше половины всех привлеченных компанией денег.

“Мы довольны тем, что наше предложение заинтересовало широкий круг институциональных инвесторов”, — говорит гендиректор группы Сергей Михайлов. Доволен сделкой и директор управления по фондовым рынкам “Ренессанс Капитала” (букраннер размещения) Антон Черный: он считает IPO “очень успешным для компании, организаторов и рынка в целом”. Спрос на акции и GDR оказался вчетверо выше предложения, подчеркивает он.

Капитализация “Черкизова” по итогам размещения составила $904 млн — на $54 млн больше минимальной суммы, в которую оно себя оценивало в ходе road show. Группа объявляла ценовой диапазон в $2212,5-3037,5 за акцию, или $14,75-20,25 за GDR. Исходя из него вся компания стоит $0,85-1,17 млрд. Из-за мнения, что это слишком дорого, в первый день road show “Черкизово” лишилось одного из двух ведущих менеджеров размещения — международного банка Morgan Stanley. Банк, который только за прошлый год привел в Лондон АФК “Система”, “Пятерочку”, “Новатэк”, “Евраз” и Urals Energy, посчитал, что “Черкизово” просит за свои акции слишком много и даже нижняя граница диапазона завышена. Вслед за Morgan Stanley покинула пул организаторов и “Тройка Диалог”. “Видимо, конъюнктура изменилась”, — прокомментировал итоги размещения источник, близкий к одному из этих банков.

Для компании гораздо важнее оценка капитализации после размещения, чем то, в какой части диапазона оказалась цена, замечает аналитик UFG Алексей Кривошапко. “$904 млн — это для компании немало: многое в ее цене зависит от того, какими будут цены на сырое мясо, а в этом вопросе степень неопределенности довольно большая”, — считает он. С учетом чистого долга в $312 млн получается, что инвесторы оценили “Черкизово” более чем в $1,2 млрд (enterprise value, EV), и “это много”, соглашается аналитик “Атона” Татьяна Капустина. В 2005 г. EV получается больше EBITDA в 19 раз, подсчитывает она. Например, у “Лебедянского” это отношение составляет всего 8,7, а у “Вимм-Билль-Данна” — 11,2.

Но “Черкизово” оставило далеко позади не только коллег по отечественному пищевому сектору, но и мировых лидеров. По данным Morgan Stanley, среднее отношение EV/EBITDA для сравнимых американских компаний составляет 5,9, а для международных — 6,2. Максимально оно у испанской Campofrio — 10,4. “Они прогнозируют очень высокие темпы роста на ближайшие два года и продают историю этого роста. А бизнес сравнимых международных компаний более зрелый”, — объясняет поведение инвесторов Капустина.

Бизнес “Черкизова” сильно меняется и оценивать компанию только по результатам 2005 г. не совсем верно, замечает Александр Бранис из Prosperity Capital Management. “Они прогнозируют, что финансовые показатели будут улучшаться, а если эти перспективы станут реальностью — компания будет оценена соответственно, — объясняет он логику инвесторов. — Для тех, кто верит, что их планы сбудутся, — цена хорошая. А тем, кто не верит, может показаться завышенной”. Александр Андреев из МДМ-банка (в марте был ведущим организатором размещения аграрной группы “Разгуляй”) считает, что эффект хорошей цены дало “сочетание агрессивной ценовой политики и большого количества свободных денег на рынке”.

Возможно, помогли удачному размещению “Черкизова” и сами организаторы. “Многие на рынке сейчас обсуждают, не выкупил ли сам «Ренессанс» часть размещаемых акций на свои структуры”, — рассказал “Ведомостям” один из инвестбанкиров, попросивший об анонимности. По словам представителя “Ренессанс Капитала”, попросившего об анонимности, “никаких необычно крупных заказов и собственных средств «Ренессанс» в сделку не вносил”. “Наша управляющая компания активно участвует во многих IPO и могла войти в сделку наравне с другими инвесторами”, — говорит он.

Справка:

На балансе ОАО “Группа “Черкизово” консолидированы основные активы АПК “Черкизовский” и “Михайловский” – крупнейших в России производителей и переработчиков мяса и мясных продуктов. До IPO 98,5% акций группы контролировала семья председателя совета директоров компании Игоря Бабаева. Оборот в 2005 г. – $546 млн, EBITDA – $67 млн.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar