В кризис Челябинская фабрика мягкой игрушки «Ростойс» разработала игрушки для взрослых под маркой FlirtON. Выпуск нового ассортимента в рамках проекта «Мягкая эротика» помог загрузить простаивающее производство и найти новых дистрибуторов — поставщиков секс-шопов.
Фабрика «Ростойс», арендующая цех на Челябинском тракторном заводе, девять лет шила традиционные мягкие игрушки и карнавальные костюмы. До 2008 г. дела шли сносно, компания даже занимала лидирующие позиции среди производителей карнавальных костюмов. Год назад число заказов резко упало, производство было загружено на 30-40%, рассказала Светлана Май, гендиректор «Ростойс». «Несколько оптовых компаний обанкротилось, большой удар мы получили от сетей, началось время невыплат и неопределенности», — рассказывает она. К лету пришлось сократить 5-7% персонала.
Спасла эротика
Раньше фабрика делала ставку на детские карнавальные костюмы и зависела от сезонных колебаний спроса. «Поэтому мы еще в ноябре 2008 г. начали думать, какой новый продукт ввести в ассортимент: пробовали шить спецодежду, хозяйственные товары», — перечисляет Май. Но заинтересовать рынок не удалось.
Идея шить эротические игрушки, которые будут продаваться в секс-шопах, сначала возникла как шуточная, но позже начала внедряться всерьез. Сотрудники, привыкшие иметь дело с мишками и зайчиками для детей, восприняли предложение гендиректора настороженно. С менеджерами, которые не захотели поддержать проект «Мягкая эротика», пришлось расстаться.
Рядовых сотрудников удалось переубедить. «Вы же шьете с изнанки», — говорила, по ее признанию, Май швеям. Да и перспектива остаться без работы никого не привлекала.
Вместо несогласных менеджеров пришли новые люди, которые отнеслись к идее лояльнее, замечает гендиректор «Ростойс». Конструкторы и художники создали 12 видов мягких эротических игрушек — к примеру, подушку в виде женской груди, фигурку «Веселый йух», тех же мишек и тигрят, только с ярко выраженными половыми признаками. Разработали 30 «ролевых костюмов» для взрослых: медсестры, монахини, стюардессы и даже инспектора ГИБДД. На фабрике и раньше пробовали выпускать костюмы для взрослых, но они плохо продавались. «Оказывается, продавать их надо не в обычных магазинах, а в секс-шопах, которым как раз такого товара не хватало», — объясняет Май. Игрушки и костюмы под маркой FlirtON уже продаются в местной сети секс-шопов «Казанова». Продукцией заинтересовались несколько крупных оптовиков, с тремя фабрика уже сотрудничает, уточняет Константин Коростылев, руководитель проекта «Мягкая эротика». К концу ноября на продажи эротических игрушек приходится около 20% всех продаж фабрики. В этом году «Ростойс» внедрила еще два направления — зоотовары (мягкие домики и лежанки для животных) и уборочный инвентарь для профессионального клиринга — эти товары тоже пользуются неплохим спросом, добавляет Май.
Степень пошлости
Серьезное снижение объемов продаж мягких игрушек заставило и других производителей изменить продуктовую политику. На фабрике «Смоленские игрушки», выпускающей продукцию под маркой «Смолтойс», в этом году тоже наладили выпуск новой серии, рассчитанной на взрослых. Впрочем, к эротике она не имеет никакого отношения. «Это смешные пучеглазые зверушки — волк, сова, мышь, адресованные молодежной аудитории», — рассказал Сергей Юдов, руководитель отдела маркетинга фабрики. В ассортименте стало больше мелких игрушек — по цене 300-600 руб., они сейчас продаются лучше, чем крупные, цена которых более 1000 руб. Выпуск эротических игрушек хорош как временная мера, но с этой темой надо быть осторожнее, чтобы не испортить репутацию фабрики, считает Юдов.
«Идея блестящая, — говорит Григорий Трусов, президент консалтинговой компании “Контакт-эксперт”, — многие компании пошли по пути заморозки производства и масштабных сокращений персонала, а “Ростойс” на проваливающемся рынке повела себя более изобретательно». По его словам, такая игрушка может стать хорошим подарком, «ведь все мы вечные дети». Теперь неплохо бы понять, какой по степени откровенности может быть эротическая игрушка, добавляет он.
Идея эротической мягкой игрушки для взрослых не оригинальна — например, подушки в виде женской груди, подобные челябинским, еще пять лет назад продавались в Японии, рассказала Екатерина Храмкова, гендиректор агентства Lumiknous.