Качество роста одной из крупнейших в мире розничных компаний, Wal-Mart, беспокоит фондовых аналитиков на Уолл-стрит. Продажи магазинов, существующих более года (same-store sales), растут у компании медленнее, чем у главного конкурента — Target. На прошлой неделе Wal-Mart сообщила, что same-store sales у нее за прошлый год увеличились на 3,4%, а ведь в золотые 1990-е бывало и по 9%. Виновата безудержная экспансия: менеджеры Wal-Mart открывают новые магазины слишком близко к существующим. Там, где возникает такое опасное соседство, продажи старых магазинов оказываются на 2% ниже, чем в местах, свободных от каннибализации. Но в планах на этот год — 370 новых торговых центров в дополнение к 3900 уже имеющимся. К чему это маниакальное упорство, пеняют аналитики менеджерам, если те же деньги можно потратить, например, на улучшение существующих торговых залов? Ведь XXI век на дворе, и традиционная для Wal-Mart экономия на интерьерах, штате и прочей “роскоши” начинает раздражать все более избалованных покупателей. Зачем расти экстенсивно на уже перенасыщенном рынке, если можно улучшить сервис и обеспечить интенсивный рост?

Наши ритейлеры не скоро столкнутся с “проблемой Wal-Mart”. Об этом позаботились советские мастера планирования. Благодаря им площади, пригодные для торговли, в дефиците. Из-за проблем с недвижимостью розничная сеть только при большом желании может открыть, скажем, два супермаркета в опасной близости один от другого. А мест, где цивилизованных магазинов практически нет, в России пока достаточно. Объявившие только что о слиянии “Перекресток” и “Пятерочка” быстро наращивали число магазинов по отдельности и продолжат делать это вместе.

А жаль. Потому что в результате мы продолжим зажимать нос, зайдя в торговый зал продуктового дискаунтера, терпеть очереди в кассу и бардак на полках, мучиться клаустрофобией в нечеловечески узких проходах. Пока инвесторы обращают больше внимания на агрессивный рост числа магазинов и выручки, чем на динамику same-store sales, менеджмент сетей практически не задумывается об удобстве покупателей и качестве обслуживания. Скорее бы уже закончилась не только старая торговая недвижимость, но и площадки под новую. Тогда и о нас наконец вспомнят.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar