Вслед за McDonald's пропаганде американских активистов, борющихся за здоровый образ жизни, поддались три ведущих игрока международного рынка безалкогольных напитков — Coca-Cola, PepsiCo и Cadbury Schweppes. Компании обязались через несколько лет прекратить продажу калорийных напитков в школах, из-за чего лишатся около 1% своих потребителей.
Coca-Cola, PepsiCo и Cadbury Schweppes подписали соглашение с благотворительным фондом бывшего президента США Билла Клинтона и Американской ассоциацией кардиологов (AHA), по которому они обязались продавать в начальных и средних школах только бутилированную воду, соки, не содержащие сахара, и обезжиренные или маложирные молочные продукты.
Мера затронет примерно 35 млн школьников, что означает серьезную уступку со стороны производителей — они потеряют примерно 1% потребителей своей продукции. Coca-Cola и PepsiCo жалуются, что им приходится постоянно менять ассортимент, убирая с полок сахаросодержащие напитки и заменяя их на менее вредные, но критики всегда требуют большего. Иногда власти того или иного штата даже вводят запрет на их продукцию. Например, на прошлой неделе парламент штата Коннектикут запретил продажу в школах любых газированных и энергетических напитков. А в прошлом году в парламенты 40 штатов были внесены законопроекты, цель которых — оградить школьников от продуктов, приводящих к полноте, в том числе от сахаросодержащих напитков.
По подсчетам Американской медицинской ассоциации, число американских детей, страдающих от повышенного веса, значительно выросло в период с 1999 по 2004 г. — с 14% среди мальчиков и 13,8% среди девочек до соответственно 18% и 16%.
Соглашение производителей напитков с АНА было заключено через месяц после того, как республиканцы и демократы внесли совместный законопроект по запрещению в школах автоматов по продаже снэков и газированных напитков. Сейчас автоматы стоят практически во всех американских средних школах и в 83% начальных школ.
Соглашение предполагает более жесткие условия продажи напитков в школах, чем те, что приняла Американская ассоциация производителей напитков (ABA) осенью прошлого года. В нем регламентируются ассортимент напитков, количество калорий и размер порции. Правила должны были вступить в силу только к 2009/10 учебному году, да и руководство школ могло исполнять пожелания АВА на добровольной основе. Зато новые правила будут учтены во всех новых контрактах между поставщиками и школами.
Но некоторые активисты по-прежнему недовольны. Производители и дальше смогут рекламировать свою продукцию на автоматах и в других местах в школах, возмущается Гэри Раскин, исполнительный директор Commercial Alert, организации, выступающей против коммерциализации школ. Другие активисты настаивают, что в школах следует отменить также продажу энергетических и диетических газированных напитков. (Использованы материалы WSJ, FT, 4.05.2006.)