Министерство связи и массовых коммуникаций и Федеральная антимонопольная служба против выведения корпоративных и рекламных журналов иностранных торговых сетей из-под действия закона о СМИ. С 1 января 2016 года он не позволяет ритейлерам выступать в качестве их учредителей, а также владеть долей в 20%. Министерство экономического развития поддерживает ритейлеров, именно оно выступает с предложением скорректировать закон в пользу компаний. Служба согласна с доводами сетей: издание подобных тиражей — более 14 млн в год, — например, сторонними компаниями повлечет за собой много проблем. До 29 февраля ведомства должны подумать еще раз и предоставить "согласованную позицию по данному вопросу для последующего доклада" зампреду правительства Аркадию Дворковичу, говорится в разосланном 10 февраля в службы письме директора департамента пресс-службы и информации правительства Михаила Бубена (вся переписка есть у "Известий").

"Внутрикорпоративный характер продукции средств массовой информации, равно как и отнесение к категории рекламных, не освобождает учредителей и редакции подобных средств массовой информации от исполнения требований закона о СМИ", — пишет Минкомсвязь в аппарат правительства в декабре 2015 года, свою позицию служба вырабатывала совместно с ФАС, указано в документе. Подобные "изъятия могут создать неравные условия осуществления предпринимательской деятельности на медиарынке", уверено ведомство. Оно напоминает, что у всех заинтересованных был переходный период, а с 1 января 2016 года введены ограничения, иностранные компании не могут выступать учредителями СМИ, а также контролировать более 20% долей в уставном капитале.

Тиражи можно выпускать через любого издателя, который соответствует требованиям, либо можно создать подобную собственную компанию с россиянами, предлагают Минкомсвязь и ФАС.

Иностранные торговые сети (Metro Cash & Carry, которая является инициатором обсуждения этой проблемы, IKEA, Billa и т.д.) оценили свои суммарные тиражи в более чем 14 млн экземпляров в год, говорится в августовском письме 2015 года Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в Минэкономразвития. По данным Ассоциации прямых продаж (АПП), примерно половина ее компаний-членов (23 ритейлера: Oriflame, Mary Kay и т.д.) выпускает печатную продукцию, зарегистрированную как СМИ с максимальными тиражами в 300 тыс. экземпляров в месяц каждая. Абсолютно все участники АПП выпускают незарегистрированные СМИ с максимальными тиражами 1,3 млн на один каталог, который выходит до 18 раз в год.

Привлечь сторонние организации для выпуска рекламных, корпоративных журналов и каталогов сети не могут: они "в таком случае потеряют возможность полностью контролировать сохранность коммерческой тайны (включая базу клиентов, товары, планируемые для участия в промо­акциях, и планируемые цены)". Плюс к этому, создание такой совместной компании подпадает под закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества…", потребуется согласование с ФАС, утверждают в АКОРТе.

Глава Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф сомневается, что привлечение сторонних организаций — законное мероприятие: "Закон также запрещает установление любых форм контроля над редакцией или учредителем СМИ" (письмо в Минэкономразвития, сентябрь 2015 года).

Ритейлеры не смогли подсчитать, какие затраты их ожидают при переходе на более независимые от них издания.

С 1 января 2016 года вступили в силу ограничения по участию иностранного капитала в средствах массовой информации, которые предусмотрены ст. 19.1 закона о СМИ. Теперь доля иностранных акционеров не может достигать 20%, выступать учредителями СМИ они не могут вообще. Под средством массовой информации понимают газету, журнал, альманах, бюллетень с постоянным названием, выходящие в свет не реже одного раза в год, СМИ должно быть зарегистрировано. Хотя бывают исключения, когда регистрация не требуется: для СМИ госорганов, которые распространяют официальную информацию и для периодики с тиражом менее 1 тыс. экземпляров, поясняет Роскомнадзор Минэкономразвитию в декабрьском письме 2015 года.

"Корпоративный характер средства массовой информации, равно как и рекламная направленность его продукции, не освобождает его от регистрации", — добавляет служба, замечая, что ст. 333.34  Налогового кодекса предусматривает повышенную госпошлину при подобной регистрации.

Хотя на днях представитель IKEA в России сообщил RNS, что компания не собирается регистрировать свой журнальный каталог как СМИ, поэтому он и не попадет под закон об иностранных акционерах российских СМИ. Издание IKEA является рекламным, утверждает он, у каталога нет постоянного наименования, а также текущего номера.

Ранее представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский говорил "Известиям", что если служба устанавливает факт распространения такого издания без регистрации, то оно может быть привлечено к административной ответственности. Хотя пока серьезной практики по бесплатным товарным каталогам у Роскомнадзора не было.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments