Все пищевые товары должны маркироваться единым идентификационным кодом, который выдается государством и позволяет получать о продуктах информацию на любом этапе их продвижения. Как стало известно "Ъ", соответствующая идея электронного учета обсуждается в Минэкономразвития. Участники продуктового рынка считают, что речь идет об очередной ЕГАИС, внедрение которой только в первый год работы системы обернулось для алкогольной отрасли потерей $2,5 млрд. По факту маркировке будет подлежать каждая единица товара.

В распоряжении "Ъ" оказался рабочий вариант проекта "Перевода разрешительной документации на продукцию в электронную форму и перехода от государственного контроля разрешительных документов на продукцию к государственному контролю сведений о такой продукции", который сейчас обсуждается в Минэкономразвития. В нем изложена концепция перевода разрешительной документации на продукты питания в электронную форму. Цель концепции — чтобы каждый покупатель в онлайн-режиме мог проверить сведения о качестве, безопасности и легальности продукции, а контролирующие органы получили доступ к полному спектру сведений о товаре в едином госреестре. Для решения этой задачи предлагается внедрить в России уникальный идентификационный номер партии товара (УИНП), который "мог бы служить ключом доступа ко всем выданным органами государственной власти на партию товара документам".

Согласно предложенной разработчиками процедуре, получение УИНП становится первым шагом, предваряющим получение разрешительной документации.

Далее в каждом документе — свидетельстве или сертификате — указывается УИНП, и они в электронном виде "поступают посредством интернета и ведомственных каналов связи в информационные системы органов власти". В идеале система должна коррелировать не только с внутриведомственными электронными системами, но и с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая на данный момент внедряется "Ростелекомом". Как сообщили в компании, "СМЭВ — это интеграционная шина, созданная специально для интеграции ведомственных информационных систем". Маркировка с УИНП, который содержит 41 цифровой знак, должна наноситься производителем на каждую единицу продукции.

Как рассказал "Ъ" источник в Минэкономразвития, идеологами и разработчиками данной концепции были некоммерческое партнерство ESR Russia (объединяет крупнейших ритейлеров и производителей FMCG) и информационно-консультационный центр "Бизнес-Тезаурус". В обеих организациях свою причастность к разработке концепции не отрицают. Представитель "Бизнес-Тезауруса" рассказал, что оказавшийся в распоряжении "Ъ" проект — первая рабочая версия концепции, которая обсуждалась на межведомственной рабочей группе с представителями бизнеса. "Сейчас мы собираем замечания от бизнеса и дорабатываем концепцию",— сообщил он. По словам исполнительного директора ECR Russia Максимилиана Мусселиуса, сейчас ведутся переговоры с бизнесом и госорганами и разрабатывается способ реализации этого проекта, "который не потребует значительных инвестиций и не приведет к созданию новой системы идентификации и маркировки продукции".

В департаменте государственного регулирования в экономике Минэкономразвития, курирующем проект, подтверждают, что "в настоящий момент ведутся обсуждения с представителями органов государственной власти, делового и экспертного сообществ по определению оптимального сценария реализации этого проекта".

Участники рынка считают, что сама идея перехода на электронный документооборот правильная, но опасаются, что подобная система может обернуться для отрасли очередной ЕГАИС. "Предложенный механизм внедрения подразумевает нанесение УИНП на каждый батон колбасы или пакет молока. Речь идет об оснащении каждой производственной линии как минимум принтером, а как максимум — сложной техникой со специальным программным обеспечением, то есть фактически той же ЕГАИС",— говорит менеджер крупной пищевой компании.

Кроме того, на данный момент большинство производителей продовольственных товаров пользуются штрихкодом стандарта EAN-13, установленного международной организацией GS1. Его разработчики УИНП считают недостаточно информативным, так как он "не позволяет однозначно идентифицировать партию товара", кроме того, при его получении "необходима регистрация в негосударственной международной организации". "Штрихкод стандарта EAN-13 не придется менять, если речь заходит об экспортной партии товара, что в свете вступления России в ВТО становится очень актуальным",— отмечает генеральный директор "Черемушек" Сергей Щедрин.

В большей степени участников рынка волнует механизм реализации проекта по внедрению УИНП, а именно системного взаимодействия внутри его. Они напоминают, что убытки алкогольной отрасли в первый год действия ЕГАИС были оценены в $2,5 млрд. "Основные потери отрасль понесла от системных сбоев, когда из-за невозможности занести данные в систему, которая не справлялась с количеством запросов, неделями простаивали заводы, при том что до сих пор систему смогли внедрить только в производственном звене, исключив дистрибуцию и ритейл",— вспоминает Вадим Дробиз из ЦИФРРА. С ним согласен и исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. "В целом это благо для покупателей, у которых появится возможность получить полную информацию о продукте,— отмечает он.— Хотя не совсем понятно, как можно создать настолько огромную базу данных, которая включает в себя информацию об ингредиентах, из которых сделан продукт".

Доработанный вариант концепции перехода на электронный документооборот должен быть рассмотрен и утвержден Минэкономразвития в ближайшее время.

 

Какие проблемы принесла ЕГАИС
История вопроса

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) для учета производства и оборота алкогольной продукции была ведена в 2006 году: с 1 января — для производителей и импортеров, с 1 июля — для оптовых продавцов. Запуск сопровождался техническими сбоями и задержками с выдачей новых акцизных марок. Это привело к остановкам предприятий и дефициту спиртного в рознице. Убытки отрасли за первый год работы системы оценивались в $2,5 млрд, не считая затрат компаний на установку оборудования.

В 2007 году разработчик ЕГАИС — подведомственный ФСБ НТЦ "Атлас" был отстранен от работы над ней. Совершенствование системы поручили главному научно-исследовательскому вычислительному центру ФНС. Переход на новую версию был запланирован на конец того же года, но несколько раз переносился и произошел только в 2009 году. Расценки нового разработчика на обслуживание оказались в 1,5-2 раза выше предыдущих.

В 2008 году из-под действия ЕГАИС вывели оптовую торговлю, так как из-за невозможности серверов обрабатывать огромное количество трансакций система регулярно давала сбои.

В 2009 году власти открыто признали, что система не выполняет поставленных перед ней задач: не обеспечивает полный контроль уплаты акцизов и не способствует сокращению нелегального рынка. Для исправления ситуации предлагается включить в систему оптовое и розничное звенья, но пока это не сделано.

Этот негативный опыт стал одной из причин отклонения Госдумой в 2011 году законопроекта о введении похожей системы в семи других отраслях, среди которых были рынки лекарств, аудиовидеопродукции, стройматериалов и транспортных средств. Тем не менее в разработанном Минздравом антитабачном законе предусматривается введение ЕГАИС в сфере производства и оборота табачных изделий.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments