Минфин не пойдет на уступку бизнесу, который просил смягчить антиофшорный законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Бизнес-организации хотели, чтобы контроль распространялся только на активы, в которых у собственников есть 50%. Как сообщил РБК замминистра финансов Сергей Шаталов, Минфин на это не пойдет: порог останется на уровне 10%.
В течение последних нескольких недель Минфин проводил общественные обсуждения по проекту закона о КИК, который был написан после того, как в декабре прошлого года президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию заявил о необходимости бороться за деофшоризацию экономики. Свои предложения в Минфин направили Торгово-промышленная палата, "Деловая Россия" и РСПП.
Ключевой вопрос для бизнеса — какую компанию считать контролируемой из России. Минфин предлагает обязать юридические лица и граждан заплатить налоги с нераспределенной прибыли иностранных компаний из офшорных юрисдикций, в которых они имеют от 10% уставного капитала. Деловые организации настаивают, что если сохранить порог контроля на уровне 10%, у компаний возникнут проблемы: собственникам, владеющим миноритарными долями в иностранных активах, могут отказать в получении первичной отчетности.
"Менее 50% — это не контроль, — соглашается партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. — Могут возникнуть проблемы не только с получением отчетности, такой размер владения может не позволить повлиять на распределение прибыли".
Но Минфин повышать порог контроля не будет. "Нет, мы этого не допускаем", — рассказал вчера РБК замглавы министерства Сергей Шаталов.
Деловые организации, впрочем, надеются продолжить дискуссию, рассказали РБК представители РСПП и "Деловой России". Тем более что у них для этого появилось время. Общественные слушания по проекту заканчиваются 26 мая, после чего документ должен поступить в правительство. В среду РСПП попросил Минфин отложить внесение проекта до сентября. "Мы считаем очень важным, чтобы вопрос был обсужден досконально, мы допускаем это", — не исключил Сергей Шаталов.
"Формулировки должны быть максимально четкими и устраивать как власть, так и бизнес, чтобы избежать рисков для государства и бизнеса", — говорит эксперт РСПП, участвующий в обсуждении с Минфином. Перенос на сентябрь позволит избежать принятия поспешных мер, которые вызывают сопротивление бизнеса, соглашается сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. "Мы будем продолжать дискутировать по всем вопросам", — заявил он РБК. Таким образом, Минфин признает, что ряд положений законопроекта нуждается в доработке для более эффективного применения, считает партнер E&Y Алексей Рябов.
Самыми острыми моментами, кроме порога владения, остаются обязанность уведомлять налоговиков о любом самом минимальном участии в КИК и новый черный список офшоров, говорит Александр Захаров. Кроме того, необходима отсрочка вступления закона в силу, добавляет эксперт РСПП.
Законопроект обязывает россиян, которые владеют хотя бы 1% в КИК, сообщать об этом государству. ТПП предлагает вообще отказаться от этих уведомлений, "Деловая Россия" — поднять порог до 25%. Среди предложений бизнеса — исключить из-под действий КИК доходы от активных зарубежных операций, включая нефтегазовые проекты, и отделить реально работающие компании от "пассивных" кошельков. Разграничение активных и пассивных доходов стало бы более точечным инструментом регулирования, чем новый черный список офшоров, в который автоматически попали бы все компании из этих стран, считает Алексей Рябов.
Однако пока Минфин от идеи с черным списком не отказывается. 23 апреля Серей Шаталов на конференции Ассоциации европейского бизнеса заявил, что Минфин разрабатывает новый список офшоров, в который войдет более 60 стран, рассказал РБК участник конференции. По его словам, к тому моменту он еще не был окончательно сформирован.
В качестве примера Минфин может взять Казахстан, говорит старший юрист "Гольцблат БЛП" Артем Торопов. "В аналогичный список в Казахстане входят более 60 стран, он распространил правила КИК на Кипр и Люксембург, но исключил из него Сингапур, Швейцарию и Нидерланды. Существенное увеличение списка (сейчас в списке офшоров для дивидендов и трансфертного ценообразования 41 страна) означает, что многие страны, с помощью которых бизнес надеется снизить негативный эффект от новых правил, в итоге под них все-таки подпадут", — заключает Торопов.