Сегодня у нас используется несколько иная форма — иски в защиту интересов неопределенного круга лиц. Но они, как правило, направлены на то, чтобы прекратить нарушение, о возмещении ущерба здесь речь не идет. Например, общественная организация по защите прав потребителей или муниципалитет обращаются с иском на организацию, снабжающую населенный пункт некачественной водой. Суд накладывает штраф на ресурсоснабжающую организацию и обязывает ее выполнять услугу качественно.
Коллективные, или групповые, иски предполагают, что граждане получают конкретное материальное возмещение. Более того, разработчики предлагают: если суд выносит решение в пользу участников коллективного иска, другие потребители, не участвовавшие в судебном процессе, но также получившие ущерб от того или иного товара или услуги, могут потребовать компенсации. Задача суда в этом случае — только определить размер этой компенсации. Впрочем, Дмитрий Янин предполагает, что проект встретит активное противодействие, оно уже есть, причем не только бизнеса, но и чиновников. Ведь он спровоцирует действительно массовое возмещение ущербов.
А председателя Союза потребителей России Петра Шелища более всего сегодня беспокоит исполнение судебных решений по потребительским делам. С одной стороны, есть хорошая статистика по удовлетворению судебных исков потребителей — 88 процентов. Но исполняется судебных решений менее половины. Поскольку подействовать на судебных приставов у общественности практически нет возможности (кстати, и начальник управления Роспотребнадзора Олег Прусаков признался, что и его ведомство не может повлиять на судебную власть), то Шелищ предлагает применять дополнительные санкции непосредственно к должникам. Например, ограничить выезд за границу. Эта мера уже принесла хорошие плоды в других сферах (в частности, по неоплаченным штрафам и алиментам).
Шелищ также предложил законодательно отрегулировать деятельность организаций прямых продаж. В Евросоюзе такая деятельность наряду с дистанционными продажами регулируется специальными директивами. У нас вся надежда — на кодекс чести Ассоциации прямых продаж. Хоть защитники прав потребителей (и Янин, и Шелищ, и Роспотребнадзор) признают, что это единственный кодекс чести, который работает, тем не менее закон нужен. Впрочем, глава ассоциации Тамара Шокарева считает это избыточным.