Немецкий торговый гигант Metro планирует инвестировать в ближайшие пару лет в создание новых магазинов в странах СНГ около 1 млрд евро. Основное строительство намечается на территории России, заявил Handelsblatt председатель правления Metro Экхард Кордес.
Успешный бизнес в Восточной Европе принес Metro по итогам прошлого года примерно 80% общего объема его прибыли. Характерно, что в Германии доходы группы компаний стагнируют, а такие свои подразделения, как сети магазинов Kaufhof и Real, г-н Кордес c удовольствием вообще бы продал или же провел их IPO.
В то время как у себя дома Metro AG взяла курс на жесткую экономию, что ведет к закрытию филиалов и увольнению сотрудников, в России, Казахстане и на Украине к 2013 году концерн планирует ввести в строй около 100 новых магазинов. «Большинство из них будет построено в России», — рассказал г-н Кордес Handelsblatt. Ввиду безрадостной для Metro домашней перспективы стратегически шаг этот вполне оправдан, так как покупательная способность россиян постоянно растет, а покупательский энтузиазм после 70 лет плановой экономики очень высок.
«Регион СНГ является для нас наряду с Азией важнейшим направлением роста», — не скрывает г-н Кордес. Действительно, с учетом уже достаточно насыщенных рынков типа Чехии и Польши, где Metro активно развивалась в 1990-е годы, Восточная Европа обеспечивает сейчас 25% выручки концерна.
Впрочем, с другой стороны, ставка на экспансию на территории бывшего СССР делает концерн зависимым от конъюнктурных колебаний, ведь во время финансового кризиса падение ВВП составило в России почти 7%, а на Украине и в Казахстане — более чем 12%. Однако тут Metro выручает ее грамотно выстроенная система снабжения: в Подмосковье концерн располагает крупным центром логистики. Это снижает зависимость фирмы от российских перевозчиков, по крайней мере в том, что касается оптовой торговли. Так, 57% магазинов своей сети cash & carry концерн снабжает с использованием собственного парка грузовых автомобилей.
До сих пор Metro инвестировала в регионе СНГ уже примерно 4,5 млрд евро, из которых почти половину — в России. Важно и то, что концерн имеет теперь опыт продвижения своих строительных проектов, несмотря на то что коррумпированные российские и украинские бюрократы придумывают все новые инструкции запретительного характера.
Положительно сказалось на бизнесе Metro в России и то, что с декабря прошлого года Экхард Кордес является главой восточного комитета немецкой экономики. Благодаря этой своей политической должности у него теперь появилась возможность прямого контакта и с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, и с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Теперь уже никто не пытается ставить Metro палки в колеса. Скорее наоборот: по словам Экхарда Кордеса, фирма Metro Cash & Carry стала даже получать от губернаторов и мэров письма с предложениями построить магазины в их регионах.