21 июня состоится заседание правления Торгово-промышленной палаты, на котором рассмотрят обращение в ТПП предприятий по вопросу деятельности торговой сети «Магнит» в городе Сочи, изменения в федеральном законодательстве порядок привлечения иностранной рабочей силы, а также проект постановления администрации Сочи о размещении нестационарных торговых объектов расположенных в городе Сочи на земельных участках, зданиях и сооружениях.
Размещение нестационарных объектов торговли и услуг, пожалуй, самый болезненный вопрос для предпринимательства на сегодняшний день. Он обсуждался представителями бизнес-сообществ на рабочих заседаниях Палаты в течение нескольких месяцев в присутствии депутатов Городского собрания Сочи, прокуратуры города и общественности.
Согласно федеральному закону, муниципалитет обязан определить земельные участки для их размещения, а предприниматели участвовать в открытом конкурсе на получение права аренды под размещение на них своих объектов. В Сочи же, вопреки законодательству, продолжала существовать своя традиционная практика предоставления мест для размещения нестационарной торговли. Всем процессом заправляла Межведомственная комиссия при администрации города /МВК/, собранная из чиновников от управления торговли и депутатов, которая согласно разработанной ею дислокацией предоставляла места тем или иным предпринимателям по собственному усмотрению и, как считают предприниматели, имела коррупционную составляющую. При этом как таковых законно оформленных участков, поставленных на кадастровый учет для нужд малого бизнеса в городе практически не существовало. Как, собственно, отсутствовала и до сих пор еще не сформирована как таковая продуманная городская политика в вопросе целесообразности и необходимости размещения на тех или иных городских территориях временных торговых объектов. Искони торговля в городе развивалась хаотично, без каких либо правил. Неумолимое приближение Олимпиады поставило перед городом задачу срочно наводить порядок согласно федеральному закону. Администрация города выпустила проект постановления о новом порядке размещения нестационарных объектов торговли, где указывается, что земельные участки будут распределяться на конкурсной основе, как того диктует закон, но распределительные функции участков сохранила за МВК, и вынесла это постановление на рассмотрение предпринимателей и общественности.
Договора аренды временных участков под размещение торговли заканчиваются в 2013 году. Тем не менее, во многих случаях на месте временных объектов уже появились капитальные строения в 2-3 этажа, с которыми предпринимателям расставаться тяжело. Однако в марте МВК определила 200 временных объектов под снос. И снос пошел, чем вызвал протест у части предпринимателей, высказывающийся на рабочих заседаниях ТПП. Они считают, что необходимо узаконить то, что было построено капитально. Другая часть предпринимателей и общественности высказывают точку зрения, что бизнес должен быть социально ответственным и думать не только о личной прибыли, но и о том, чтобы город соответствовал современным требованиям развития. «Необходимо думать не только об экономической целесообразности, но и об устойчивом развитии города, и формирование участков под нестационарную торговлю должно проходить с учетом требований именно такого развития территории. Оно должно опираться на два критерия: шаговую доступность и необходимое обоснованное число объектов торговли и услуг в конкретных микрорайонах. И проводиться эта работа должна не сотрудниками управления торговли, из которых состоит большая часть межведомственной комиссии, а профессионалами и специалистами – местными архитекторами, которые занимаются адаптацией генплана города, в соответствии с единым архитектурным стилем и градостроительной концепцией», — такое мнение высказывалось председателем Комитета ТПП по устойчивому развитию Андреем Рогачем.
При этом участки под строения нестационарной торговли необходимо оформить и поставить на кадастровый учет, механизм этого процесса необходимо определить. А создание межведомственных комиссий, будь то городских или районных – необходимо исключить. Прокуратура поддержала эту точку зрения. Так зампрокурора города согласился, что распределять участки должны не чиновники, которые могут захватить их в аренду десятками, а потом буквально торговать ими, сдавая в субаренду, а исключительно открытый конкурс.
Поскольку мнения предпринимателей разошлись, в ТПП было принято решение создать рабочую группу с привлечением опытных юристов, администрации города, депутатов, комитета ТПП и представителей предпринимательского сообщества. Итогом работы группы должен стать проект постановления, который бы устроил все стороны. Завтра на правлении и будет рассмотрен этот доработанный проект.