Крупнейший китайский онлайн-ритейлер Alibaba не будет размещать свои акции на Гонконгской фондовой бирже, переговоры об этом завершены, теперь компания готовится к листингу в Нью-Йорке в 2014 году, сообщает FT. Планировалось, что объем размещения составит $60 млрд. В качестве причины называется то, что компания не смогла убедить биржу разрешить нестандартную схему организации контроля в компании на уровне совета директоров.
Основатель Alibaba Джек Ма и другие топ-менеджеры, которые владеют чуть более 10% акций компании, пытались убедить руководство биржи, что в совете директоров большинство должны получить управленцы компании, а не новые акционеры.
Стандартной схемой сохранения контроля в технологических компаниях, торгуемых на биржах (таких как Yandex или Google), является разделение акций на несколько классов, имеющих различное количество голосов (например, один к десяти). При этом владельцы миноритарных пакетов могут сохранять возможность определять тактику и стратегию в компании, поскольку их акции имеют на порядок больше голосов, чем размещенные на бирже.
Alibaba решина не применять эту схему, передает FT со ссылкой на свой источник, поскольку правила Гонконгской биржи ее не предусматривают. Вместо этого контроль над компанией предполагалось сохранить на уровне контроля в совете директоров, о чем и велись переговоры с биржей. Однако руководство торговой площадки оценило этот план как дискриминационный по отношению к акционерам, которые должны были появиться у компании после IPO.
FT не удалось получить комментарии от Alibaba и Гонконгской биржи.
24% Alibaba контролирует Yahoo!. В 2012 г. оборот интернет-ритейлера составил $157 млрд, больше, чем совместно у Ebay и Amazon. После IPO стоимость компании могла бы превысить $120 млрд, оценивают инвестбанки, это вывело бы Alibaba на третье место среди крупнейших интернет-компаний мира (после Google Co. и Amazon.com Inc). Последняя оценка Alibaba Group при обратном выкупе акций Yahoo! в 2012 г. составляла $35 млрд, напоминают «Ведомости». Если размещение состоится, то оно станет крупнейшим в мире после IPO Facebook (компания привлекла $16 млрд в мае 2012 г.).