Администрация Нижнего Новгорода предлагает почти втрое понизить принятый в 2007 году городской думой норматив по количеству парковочных мест при торговых центрах — 15–25 машиномест на 100 кв. м торговых площадей. В мэрии считают, что завышенные нормы отпугивают инвесторов, и не исключают, что в перспективе аналогичные нормативы будут пересмотрены и для жилых домов. Участники рынка говорят, что инициатива благоприятно скажется на развитии сегмента торговой недвижимости, но предупреждают, что без учета маркетинговых нормативов "механическое" снижение вряд ли приведет к чему-нибудь хорошему.
С предложением отменить действующий норматив по количеству парковочных мест при торговых центрах на вчерашнем заседании комиссий гордумы выступил директор департамента градостроительного развития и архитектуры Андрей Тарарин. По его словам, обращение о пересмотре парковочных норм и снижения их до уровня санитарных норм и правил (СНиП) поступило на имя главы города от уполномоченного по правам предпринимателей Павла Солодкого. Он считает, что нормативы завышены и отпугивают потенциальных инвесторов. Так, согласно существующим городским нормам, здания административно-делового назначения должны быть оборудованы 40–50 машиноместами, а по СНиПам — только пятью-семью. "Что касается жилья, то по нашим нормативам парковок необходимо минимум 70% от количества квартир, а в Нижегородском районе соотношение идет один к одному. В то же время в СНиПе такой нормы нет. Там говорится только о норме в 25 машиномест на 1 тыс. жителей. В Нижегородском районе, таким образом, по СНиПу должно быть 10 мест на 100 квартир, то есть существующая норма должна быть снижена в 10 раз", — рассказал глава департамента. При этом он признал, что назвать существующие нормы сильно завышенными нельзя: "Мы же все видим, как паркуются в городе. Поэтому по определенным категориям надо тщательно смотреть, проводить исследования. Можно начать с ТРЦ. По существующим нормам, на 100 кв. м торговых площадей должно приходиться 15–25 машиномест, в то же время СНиПом предусмотрено только четыре-семь на ту же площадь". В итоге Андрей Тарарин предложил отменить пока только нормативы для ТРЦ, оставив все остальные, и разработать новые нормы по парковочным местам по всем объектам административно-делового назначения, ресторанам, жилым микрорайонам и так далее.
Депутат Александр Котюсов предостерег коллег от поспешных решений. "Не понимаю, с чего вы решили, что нормы по парковкам в торговых центрах сильно завышены, — они забиты почти в любое время. В итоге мы можем получить, что те, кто приехал за покупками, поедут парковаться в ближайшие дворы. Не очень хороший подарок местным жителям". Роман Буланов призвал коллегу "не моделировать ситуации", а дождаться результатов исследований: "Может, поедут во дворы, а может, и не поедут. А мы в это время теряем инвесторов, которые не могут к нам зайти и даже не рассматривают нас как вариант, предпочитая, например, Пермь". В итоге депутаты решили вынести вопрос на рассмотрение городской думы в полном составе 2 сентября.
Комментируя инициативу мэрии, директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева говорит, что снижение нормативов без необходимой аналитической работы чревато проблемами. "Есть подозрение, что к мировому опыту никто не обращался. Например, в Америке еще с 70-х годов торговые центры ранжируются в зависимости от расположения и формата. И соответственно рассчитываются коэффициенты по парковкам. Мы же болтаемся между древними СНиПами и придуманными нормами. Это неправильно. Может получиться так, что проходящий по сниженным нормам проект торгцентра в итоге окажется никому не нужным, так как возле него нельзя будет припарковаться", — рассуждает эксперт.
По словам генерального директора компании IDEM (консалтинг в сфере коммерческой недвижимости) Екатерины Гресс, действующие нормативы по парковочным местам в Нижнем Новгороде — одни из самых жестких в стране. "В мире существует маркетинговый норматив, по которому в среднем достаточными считаются четыре-пять парковочных мест на 100 кв. м торговых площадей. Если гипермаркет находится за городом, то норматив может быть увеличен до шести-восьми мест, если в центре, то может быть снижен. Таким образом, если в Нижнем примут новые правила игры, девелоперам будет легче согласовать объект — они смогут руководствоваться именно маркетинговой стороной вопроса, а не ограничениями", — резюмирует эксперт.