18 января на dg-yug.ru прошло онлайн-интервью с Кристианом Олофссоном, управляющим семейным торговым центром МЕГА Адыгея-Кубань.
Профессиональный опыт Кристиана Олофссона:
С июня 2009 – Управляющий МЕГА Адыгея-Кубань
Март 2008 – июнь 2009 – Заместитель управляющего, Директор по эксплуатации МЕГА Адыгея-Кубань
Декабрь 2003 – март 2008 – Отдел развития ИКЕА Россия: планирование и строительство магазинов ИКЕА в России
2003-2002 – ИКЕА Канада, руководитель отдела в магазине ИКЕА Норт Йорк, Торонто
2002-1998 – разные позиции в ИКЕА Швеция
Женат, воспитывает детей
Семейный торговый центр МЕГА Адыгея-Кубань был открыт в мае 2008 года, Площадь торгового центра составляет 130 тыс. м2, работу комплекса обеспечивают около 3000 сотрудников. На территории торгового центра располагаются три якорных арендатора (ИКЕА, Ашан, Леруа Мерлен), а также более 150 других арендаторов.
Сейчас в России открыты 12 торговых центров МЕГА: 3 в Московской области, 2 около Санкт-Петербурга и по одному в Казани, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Республике Адыгея, Екатеринбурге, Новосибирске и Омске. Готовятся к открытию торговые центры МЕГА в Самаре и Уфе.
Здравствуйте, Кристиан!
Прошу Вас рассказать о планах развития торгового комплекса в Волгограде и Сочи,когда их начнут строить в данных городах. Вы в Краснодаре собираетись строить второй комплекс Мега?
Здравствуйте, Михаил! Спасибо за Ваш вопрос и интерес к МЕГЕ! Волгоград и Сочи входят в список потенциально интересных для ИКЕА городов, но об открытии можно будет говорить только в более отдаленной перспективе.
Возможность строительства 2-ой МЕГИ в Краснодаре нами на данном этапе не рассматривается. Инвестиции в проект торгового комплекса масштаба МЕГИ должен быть экономически целесообразен, а это значит, что при принятии решения мы учитываем темпы роста экономики, покупательную способность населения, наличие развитой инфраструктуры, поддержку со стороны администрации и многое другое.
В настоящее время в России работают 12 семейных торговых центров МЕГА, готовятся к открытию новые проекты в Уфе и Самаре.
Уважаемый г-н Олофссон! Мне очень нравится ИКЕА, я даже стала членом клуба недавно. НО есть поводы для критики: обслуживающий персонал в последнее время стал плохо выполнять свою работу. Туалеты грязные, запах, сырость. Консультантов на месте не дождешься (так было в эти каникулы) Еда в ресторане еле теплая — мармиты не работают? И я это уже замечаю не в первый раз. Очень хочется, чтобы репутация такого замечательного бренда не страдала. Удачи вам!
Спасибо большое за Ваши комментарии, я немедленно передам их моим коллегам в магазине ИКЕА.
Мы стараемся уделять большое внимание чистоте, внешнему виду магазинов и торговых галерей нашего торгового центра, поскольку нам важно, чтобы посетители торгового центра МЕГА чувствовали себя максимально комфортно и удобно. Качество обслуживания неизменно поддерживается нами на высшем уровне, и для этого мы проводим специальные тренинги для персонала, проводим оценку своей деятельности. Например, минимум 2 раза в год мы просим наших посетителей оценить работу магазина. Полученные результаты включаются в бизнес-план, а решение поставленных задач оценивается на следующем этапе. Мы также проводим исследование под названием "Таинственный покупатель", когда на основании нескольких критериев мы оцениваем деятельность и персонал всех наших арендаторов.
Что касается температуры еды в Ресторане ИКЕА, я также хотел бы уверить Вас, что главный приоритет Системы питания ИКЕА — высокое качество пищи наряду с ее безопасностью. Это относится и к нашим покупателям, и к сотрудникам (которые обедают в специальной служебной столовой). Работая по международным стандартам, ИКЕА строго следует всем обязательным требованиями в этой сфере. Таких как сохранение температуры для горячих блюд в 65-75C (в зависимости от типа), продержание готового блюда в мармите максимально в течение 7-15 минут (в зависимости от типа). После этого периода времени пища списывается. Кроме того, проверка этих основных показателей проводится ежедневно, каждые 30 минут в течение дня. Все это и многое другое мы держим под жестким контролем, чтобы гарантировать удовольствие от посещения магазина для каждого нашего покупателя.
Кристиан, а как вам удается работать в России будучи гражданином Швеции? Почему вообще Икея традиционно назначает своими директорами шведских граждан, а не ищет директора на месте? Это же намного дешевле.
Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос! В основе кадровой политики компании ИКЕА – владельца сети семейных торговых центров МЕГА – простая и емкая фраза: «Дать простым, открытым людям возможность развиваться и расти профессионально, чтобы мы совместными усилиями могли изменить к лучшему повседневную жизнь – нашу и наших покупателей».
Компания ИКЕА делает все для того, чтобы российские сотрудники компании имели возможность обучаться и профессионально расти в компании. Наш проект стремительно развивается по стране, поэтому для нас необходимо, чтобы во главе наших торговых центров находились специалисты с опытом работы в наших проектах.
ИКЕА – не обычная компания. В ИКЕА очень развита корпоративная культура и есть глубокие корни. Эта культура является одной из причин нашего успеха на протяжении 50 лет существования компании, поэтому для нас очень важно, чтобы при выходе компании за рубеж и на новые рынки, культура и ценности компании передавались дальше. Чтобы лучше объяснить этот принцип, я могу привести другое высказывание основателя ИКЕА Ингвара Кампрада, которое стало принципом, которого мы придерживаемся каждый день, — «Руководство на личном примере». Это означает, что самым лучшим и эффективным способом руководства является личный пример.
Тем не менее, нам важно, чтобы во главе существующих и будущих семейных торговых центров появлялось все больше российских специалистов. Так, сейчас уже во главе трех семейных торговых центрах МЕГА — российские специалисты.
Я работаю в МЕГЕ Адыгея-Кубань по временному контракту, и одной из моих приоритетных задач является передача опыта и обучение моих российских коллег, чтобы в будущем они могли занять управленческие позиции либо в МЕГЕ Адыгея-Кубань, либо в другом торговом центре МЕГА. Это та работа, которой я горжусь. Мне приятно видеть профессиональный и персональный рост моих коллег.
Хотела задать вопрос про грязь и отсутствие персонала, но вижу, что об этом уже написал предыдущий "спикер". Грязь, действительно, проявилась "во всей красе" в каникулы, а отсутствие персонала наблюдалось и раньше. Мне доводилось бывать в магазинах ИКЕА и в Швеции и в Москве, но я такого там не припомню. Может быть это связано с сокращением затрат на персонал в период кризиса?
Спасибо за то, что Вы поделились с нами Вашим опытом. Я немедленно передам Ваше замечание руководству магазина ИКЕА и могу гарантировать, что они относятся к таким вещам серьезно.
Насколько Вы знаете, компании ИКЕА принадлежит более 300 магазинов во всем мире, и все они объединены одной уникальной концепцией. Ее можно описать следующим образом: "Вы делаете свою работу. Мы делаем свою. Вместе мы экономим деньги". Для ИКЕА это означает, что мы выбрали лучших производителей, которые могут обеспечить высокое качество и низкие цены. Мы закупаем большие объемы, и мы продаем в больших количествах. Для покупателей ИКЕА это означает, что они могут взять каталог ИКЕА, выбрать понравившиеся товары, прийти в магазин, решить, взять товары со склада, привезти их домой и собрать собственными силами. Именно поэтому в магазинах ИКЕА работает небольшое количество сотрудников, и это никак не связано с кризисом. Следование нашей концепции и разумный подход к расходам позволили ИКЕА сохранить рабочие места за своими сотрудниками без ущерба для их зарплаты или социального пакета в течение этого трудного периода времени.
Произошел ли некоторый отток арендаторов из "Меги" в связи с кризисом? В целом, как кризис отражается на работе семейного центра?
Конечно, мы почувствовали кризис, т.к. некоторые из наших арендаторов пострадали. Тем не менее, число посетителей и продажи в целом по всем торговым центрам МЕГА не снизилось. Что касается МЕГА Адыгея-Кубань, то, по сравнению с прошлым годом, рост показателей был впечатляющим, и даже значительно выше, чем в других торговых центрах МЕГА.
Кризис стал своеобразной проверкой для многих брендов, показавшей насколько сильна их концепция и насколько лояльны их покупатели. Большинство наших арендаторов работают довольно успешно, но некоторым из них пришлось потуже затянуть пояса, чтобы выжить, а некоторым — даже расторгнуть договоры аренды и свернуть свой бизнес. Большинство закрывшихся магазинов – это небольшие местные операторы, у которых не оказалось достаточно средств и/или не было достаточно сильной концепции, чтобы выжить в подобных условиях.
Наши якорные арендаторы – Ашан, Леруа Мерлен и ИКЕА – привлекают большое количество посетителей в наш комплекс, и мы предвидим дальнейший рост количества посещений. Мы также видим, что снижение покупательской способности привело к сокращению величины среднего чека. Низкие цены, скидки, выгодные предложения, промо-акции, а также больше товаров с оптимальным соотношением цена-качество становятся особенно важными для наших ритейлеров в борьбе за покупателя, который будет готов потратить деньги в их магазинах.
ИКЕА — частная компания, мы не котируемся на бирже, поскольку всегда предпочитали расти за счет своих собственных средств, вместо того, чтобы привлекать инвестиции на фондовой бирже. Это было бы препятствием для нашей работы. Мы строим долгосрочные планы и планируем долго работать на рынке. Это делает нас верными и надежными партнерами. В дальнейшем, мы уверены, это окупится!
Кристиан, добрый день. А вы где живете? Где ваша семья? Если вы в Краснодаре, то как вы проводите досуг? Насколько жизнь (в бытовом и досуговом плане) отличается от Стокгольма, Швеции вообще?
Я переехал жить в Россию из Канады вместе со своей женой, и, как Вы видите из моего краткого резюме, я живу здесь уже более 6 лет. Первые 4 года я постоянно жил в Москве, но также проводил много времени в других российских городах – Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, где я занимался подготовкой к открытию новых магазинов ИКЕА. Последние 2 года я живу в Краснодаре, и вся моя семья очень любит этот город!
За время моего пребывания в России у нас появилось 2 сына, и они оба выросли здесь. Мои дети отлично говорят как на русском, так и на английском, а также немного по-шведски. Моя жена — из Канады, поэтому дома мы говорим с детьми по-английски, но они учатся русскому, проводя весь день в детском саду. На самом деле очень интересно наблюдать, как они переключаются с языка на язык, я сам был бы счастлив, если бы у меня была возможность так рано познакомиться с разными культурами и языками.
Когда я не на работе, я люблю проводить время в Краснодаре и его окрестностях. Гуляю, катаюсь на велосипеде и на роликах или просто играю с детьми в нашем саду. Что касается моих увлечений, то мне интересны фотография, дизайн интерьеров, недвижимость, мода, спорт, шопинг и путешествия в теплые страны. Я стараюсь соединить все это насколько возможно, то есть мои путешествия всегда включают в себя все эти элементы. Мои любимые места — это Бангкок, Ханой и Хуа Хин в Азии, а также Барселона, Лиссабон и Стамбул в Европе. Я всегда стараюсь следить за последними новостями в мире, спорте, интернете, поэтому каждый вечер провожу часик перед компьютером, когда мои дети уже спят.
Конечно же, я скучаю иногда по Швеции и Канаде, но все остальные члены моей семьи также ездят по всему миру, поэтому сейчас у меня нет сильного желания поселиться в Швеции навсегда. Конечно же, самый большой недостаток жизни за границей — это то, что тебе сложно общаться со своими родственниками и друзьями. Мы стараемся использовать все достижения современных технологий, чтобы поддерживать связь – электронную почту, телефон, веб-камеру. Наш отпуск всегда включает поездки к родственникам, которых мы не можем навещать более или менее регулярно. У ИКЕА в этом плане хорошая HR-политика, которая поддерживает иностранных сотрудников, организовывая им поездки домой, чтобы проводить время с семьей. Другой вопрос, конечно, в том, что я и моя жена очень много работаем, и те из вас, кто находится в похожей ситуации, могут представить себе, как иногда сложно бывает, когда ты не можешь попросить родственников помочь в повседневных делах.
В Швеции — очень высокий уровень жизни. Здравоохранение, школы, местная власть, жилищные условия, домашнее хозяйство в целом и многое другое, что способствует хорошему уровню жизни, все это налажено – структурировано, организованно и стандартизировано. И данное обстоятельство также является причиной того, почему я не хочу жить в Швеции в данный момент. Мне нравится иметь возможность влиять и помогать изменить жизнь к лучшему, принимать решения и видеть результат. В Швеции просто нет такого рода задач. В такой стране, как Швеция, на те изменения, свидетелем которым я стал за годы жизни в России, понадобилось бы значительно больше времени — два поколения.
Кристиан, здравствуйте. Что можете сказать про коррупцию в среде чиновников Краснодарского края и республике Адыгея?
Все повторяют, что коррупция в России, к сожалению, есть до сих пор, и оценить, насколько она вредит экономике России в целом и влияет на жизнь россиян в частности, довольно сложно. Однако, оценивая ситуацию с точки зрения моего нынешнего места работы и опыта, картина достаточно положительная, особенно, если говорить о властях Республики Адыгея, с которыми мы работаем. Большинство из них понимают какие возможности открываются для бизнеса, который развивается без проволочек и затруднений, вызванных коррупцией. Я также считаю, что тот факт, что ИКЕА достаточно открыто и четко выражает свою позицию — мы не даем взятки — дает нам преимущества в наших отношениях. ИКЕА стремится выполнять свою часть работы, поддерживать местное сообщество и регионы, где мы работаем. Но мы осуществляем это путем подписания инвестиционных соглашений, в которых четко указываем, каким образом мы вносим свой вклад и предлагаем помощь населению этих регионов. Например, мы строим дороги, очистные сооружения и осуществляем другие инвестиции, которые смогут оценить и использовать большое количество людей. Мы тесно сотрудничаем с Правительством Республики Адыгея и благодарны за их поддержку. Как одна из первых крупных иностранных компаний в Республике Адыгея, ИКЕА выступает в качестве своеобразного "посла" Адыгеи, если говорить о привлечении будущих инвесторов.
Уважаемый г-н Олофссон! Ещё до наступления событий известных как "разгар кризиса" в Меге было достаточное количество пустующих секций и c тех пор их количество постоянно увеличивается. По моим наблюдениям, сейчас их где-то 45-50 штук. С одной стороны это значительно превышает допустимые мировой практикой 3-5% вакантных арендных площадей, а с другой — это, пожалуй, самое большое количество среди действующих краснодарских комплексов. Каков все-таки процент вакантных площадей на сегодняшний момент? Какова динамика и прогнозы на этот год? Какие меры собираетесь принимать для исправления ситуации?
В настоящий момент всего 3% помещений в МЕГЕ Адыгея-Кубань не арендовано, что является очень хорошим показателем даже в не-кризисный период. Но для тех, кто планирует на будущее, важно смотреть не только на сегодняшние показатели, без стратегии и долгосрочного планирования. 3% процента могут оказаться достаточно высоким показателем, в зависимости от того, каковыми являются ваши планы.
В торговых центрах МЕГА большой пул достаточно сильных арендаторов и партнеров, которые могут пережить сложные времена. Мы также сделали выбор в сторону несколько другой стратегии, чем другие игроки, относительно снижения арендных ставок в период кризиса. За последние 50 лет ИКЕА, ввиду своего бережливого подхода и сильной бизнес-идее, сумела достаточно обеспечить себя с финансовой точки зрения на случай "сильного встречного ветра". Просто мы не так уязвимы, как возможно, местный девелопер, который зависит от постоянного ежемесячного дохода от аренды. Вместо того, чтобы предложить значительное снижение арендной ставки для всех с целью сохранения арендаторов, мы планируем на будущее и создаем стратегию того, как наш торговый центр должен выглядеть через 1-3 и даже 5-10 лет.
Конечно, в МЕГЕ будут всегда открыты значительное количество магазинов. Что касается не сданных помещений, то они будут заполняться, как только мы найдем подходящих арендаторов. Я считаю, что на данный момент мы предлагаем хороший выбор брендов, а также отличный опыт совершения покупок. Не стоит забывать, что торговый центр подобного масштаба в Европе может выбрать партнеров среди более чем 3000 ритейлеров, предлагающих товары и услуги высокого качества. В России же сейчас представлены более, чем в 3 раза меньше операторов, большинство из которых работают пока только в Москве. Мы должны быть готовы предложить им помещение в нашем торговом центре, когда они будут готовы развиваться и по другим регионам!
Скажите, Кристиан, а как обычный посетитель Вы в бываете в других ТЦ Краснодара? В каких? Какие нравятся, не нравятся и почему?
Краснодар — это центр шопинга для всего Краснодарского края, и он может много предложить, по российским стандартам. Нам очень повезло, что у нас такой большой выбор ритейлеров, и мне лично очень нравится делать покупки и проводить свободное время почти во всех торговых центрах и магазинах города. Я часто посещаю все торговые центры Краснодара, и делаю это с разными целями — как по работе, так и в свое свободное время. У всех торговых центров города есть как достоинства, так и недостатки, и мне всегда интересно оценивать их деятельность с точки зрения обычного посетителя.
Краснодар сейчас самый насыщенный торговыми комплексами город в России. Как собираетесь выживать в жесткой конкурентной среде? На какую "фишку" своего комплекса делаете ставку? "Красная Площадь" крупный комплекс среднего уровня с сильной развлекательной частью, "Галерея Краснодар" имеет самое лучшее расположение, "СИТИ ЦЕНТР" — уникальный набор магазинов выше среднего уровня и самую уютную обстановку. Магазины Меги такие же как в КП или Галерее, расположение неудобное, развлечений почти никаких… ИКЕЯ скоро получит сильного конкурента в лице KIKA.Чем будет привлекать Мега?
Тенденция показывает, что более мелкие и слабые торговые предприятия оставляют рынок, в то время как крупные усиливают свое положение. Краснодар уникален с точки зрения соотношения высококачественных торговых площадей и количества населения, при этом на рынке присутствует большое число конкурентноспособных торговых комплексов. Я согласен с Вашими словами о том, что у всех центров есть свои сильные стороны, и это будет важным фактором в постоянной борьбе за нишу на рынке, увеличение проходимости и продаж.
За последние 3 года развитие розничной торговли в России шло интенсивнее, чем в Европе, и в отношении площадей и в отношении качества торговых центров. В течение 2008 года рост площадей торговых комплексов в России был выше, чем во всех европейских странах вместе взятых. Впечатляет и то, что Россия всего за несколько лет прошла путь стремительного развития розничной торговли, как США в течение 50 лет. Мне действительно повезло, и я счастлив испытать это лично здесь, в России. Разница огромна, если сравнивать то, что я вижу сейчас, с 2003 годом, когда я впервые приехал в Россию.
В прошлом, в других городах, где мы открывали новую МЕГУ, она становилась центром притяжения для всего региона. В некоторых случаях это был практически город внутри города. Это автоматически значило, что мы становились естественным выбором для арендаторов и посетителей. Так как розничный рынок в Краснодаре был уже достаточно развит, МЕГА выбрала участок большей площади, чем обычно, с большими возможностями для развития и занятия рыночной ниши, и надолго оставила конкурентов далеко позади. Наш участок в Адыгее занимает площадь 120 гектаров, и сейчас мы используем только его малую часть. Мы никогда не довольствовались строительством обычных торговых центров, и нашей целью является повышение уровня практики розничной торговли в отношении и посетителей, и арендаторов. "Славное будущее"-, говорим мы в ИКЕА.
У нас очень интересные планы касательно будущего МЕГИ Адыгея-Кубань — ведь у нас достаточно большой участок для создания "совершенного города". Под "совершенным городом" мы понимаем место, где инфраструктура будет являться основой развития. В данный момент мы решаем вопросы по сооружению дорог, обеспечению техническими средствами и энергообеспечения. Мы начинаем строительство новой дороги, которая не только улучшит транспортную ситуацию для растущего количества наших посетителей, но также решит вопрос доступа и безопасности соседних участков. Для создания "совершенного города" необходимо также наличие высококачественных возможностей для развлечений и проведения досуга, новые дополнительные элементы шопинга с более широким выбором товаров и улучшенным пулом арендаторов, отвечающим потребностям многих людей. Но для создания действительно совершенного города необходимо наличие средств другого вида, таких как офисные и жилые здания, спортивные и развлекательные сооружения и многое другое.
Правительство Республики Адыгея положительно относится и поддерживает наши планы по развитию, особенно учитывая то, что они смогут обеспечить условия для ведения бизнеса. Однако, прежде чем мы продолжим инвестиции в России, компании ИКЕА хотелось бы увидеть положительный результат касательно нашего проекта в Самаре.
Почти все пустующие секции Меги сейчас переделаны или в выставочные витрины или в уголки отдыха. Не означает ли такое вложение средств отсутствие перспектив по заполнению этих секций новыми арендаторами в обозримом будущем?
Мы действительно стараемся делать так, чтобы наши арендаторы и посетители могли использовать помещения, которые в настоящее время не арендуются. Это отличный способ для того, чтобы расположенные рядом операторы могли размещать дополнительную рекламу и выставлять свои товары. Мы также считаем, что такое использование помещений дает возможность нашим посетителям расслабиться и отдохнуть во время шопинга, поиграть или поучаствовать в различных мероприятиях.
Мы активно ищем новых арендаторов, представляющих известные бренды, и большинству из них необходимы большие помещения, в которых будет достаточно места для значительного количества посетителей и большого ассортимента. Большинство маленьких незанятых помещений будет просто слито в большие помещения, и мы даже ожидаем закрытия еще нескольких существующих магазинов, чтобы освободить место под наши будущие планы. Это — жестокая реальность бизнеса, и особенно в такой изменчивой сфере, как ритейл. ИКЕА является лидером на рынке торговой недвижимости в России. И одним из наших преимуществ является то, что мы можем предложить тем ритейлерам, которые планируют развиваться в России, открыться в 12 или больше торговых центрах одновременно, расположенных в наиболее стратегически важных регионах. Это — то, к чему мы готовимся, и я надеюсь, что жителям нашего региона это так же интересно, как и мне. Поскольку, если есть крупный международный бренд, планирующий открыться в Краснодаре, его первый магазин появится в МЕГЕ!
На Кубани и, в целом, в России, очень мало компаний, которых интересуют их клиенты. Я, прежде всего имею ввиду то, что немногие интересуются клиентами как людьми, а не средством заработка денег. Какова позиция ИКЕА в данном вопросе и какой совет Вы можете дать российским предприятиям в части развития взаимодействия с клиентами? И еще один вопрос: Какими, на Ваш взгляд, должны быть условия, чтобы через 100 лет на бренде российской компании красовалась надпись "На рынке с 2010 года"?
Есть популярное высказывание “Покупатель — король”, который был правилом для многих международных компаний в течение многих лет. Судя по моему опыту, все больше российских компаний начинают применять это высказывание в своей деятельности. Я думаю, что сейчас, когда у российских потребителей есть большой выбор торговых марок и услуг, многие из которых представлены из-за рубежа, компании просто не могут позволить себе невнимательно относиться к своим покупателям.
Есть много отличных книг и литературы по этому предмету, однако я не уверен, что из этого доступно на русском языке. В ИКЕА мы сделали это маленькой наукой, которая применяется на постоянной основе как в магазине ИКЕА, так и в других департаментах компании ИКЕА. Вы будете удивлены, если узнаете, какое количество различных исследований проводится на регулярной основе, какая работа по планированию и сколько времени тратится на представление нового товара в магазине ИКЕА или новой гостиной комнаты в демонстрационном зале ИКЕА. Помимо общей информации о наших покупателях, также мы знаем о том, как они живут, сколько денег тратят на различные расходы. В демонстрационных залах магазинов ИКЕА выстроены комнаты, основанные на возможных жизненных ситуациях. Требуется 10 дней для составления детального плана, и затем 2-3 дня, в зависимости от размера, для сооружения такой "комнаты" в магазине. “Розничная торговля — в деталях”, что означает: ничто в магазине не представлено без цели и тщательно стратегически выбранного размещения.
В ИКЕА мы говорим, что мы хотим изменить к лучшему жизнь многих людей. Чтобы добиться этого, мы начинаем с начала – учась, как живут многие люди. То, что мы предлагаем, сделаны специально для наших покупателей, и это касается не только о товаров в магазинах. Знакомство с брендом начинается в домах наших покупателей, когда они видят нашу рекламу, посещают наш вебсайт, читают о нас в новостях. Наша работа состоит в том, чтобы первоначальное впечатление было положительным и сохранилось во всей нашей коммуникации. Когда посетитель приезжает в ИКЕА или МЕГА, мы должны быть уверены, что товары есть в наличии, уровень обслуживания — на высшем уровне. Когда покупатель уезжает, мы хотим, чтобы он вернулся к нам снова и снова.
Я помню, когда я впервые приехал в Россию в 2003, я работал в магазине ИКЕА Химки в Подмосковье (имейте в виду, что я только приехал после работы на очень жестком и требовательном рынке в Северной Америке). Мы должны были использовать все наши знания в продажах и розничной торговле, чтобы магазины были в идеальном состоянии, а наши покупатели получали только превосходный уровень обслуживания. В России, однако, мы должны были только положить товар на полку, и он расхватывался буквально за считанные минуты! Тогда я по-хорошему завидовал своим российским коллегам, продажи которых были просто фантастическими без, по сравнению с Северной Америкой, особенных розничных решений. Однако с тех пор рынок и покупатель в России значительно изменились, и это — красота розничной торговли. Все всегда меняется, и если вы не будете бдительными, вас обгонят и сделают вашу работу лучше, чем вы!
Ваш второй вопрос, конечно, также очень интересен. Я не верю, что для того, чтобы быть успешным, нужно сделать что-то, что никто не делал никогда прежде. Но я считаю, что вы должны очень хорошо делать свою работу, чтобы оставаться в бизнесе более 100 лет. У вас должен быть хороший продукт, правильное местоположение для вашего бизнеса, у вас должен быть хороший маркетинг и хорошие каналы распространения информации о вашем продукте. У вас также должен быть чрезвычайно хороший уровень обслуживании покупателей, вы должны быть в состоянии постоянно расширять свою долю на рынке, при этом удерживая своих лояльных клиентов. Другой ключ к успеху — легко применять и приспосабливаться к изменениям, мудро обращаться со своими финансами и быть внимательными к расходам. Что еще, я думаю, крайне важно, — то, что не у всех, независимо от того, насколько они талантливы, есть хорошие знания и решения в различных аспектах бизнеса. Поэтому вам также, возможно, придется отложить в сторону ваше эго, и довериться окружающим вам людям, у которые обладают специальными знаниями в своих областях. В заключение я хотел бы сказать, что также нужна некоторая удача! Всем успешным людям на том или ином этапе сопутствовала удача, были в нужном месте в нужное время, продали свой товар кому-то, кто порекомендовал их бизнес и т.д.
Кристиан, у МеГИ большой недостаток — нет кинотеатра! Это прекрасный торговый комплекс, удобный для жителей Адыгеи, станиц причерноморья, южной части Краснодара, езжу в МегУ каждую неделю. Но очень не хвататет кинотеатра. Планируете ли вы это изменить?
Скажу Вам по секрету, что в наших планах на будущее есть и кинотеатр, и другие виды развлечений. При строительстве наших торговых центров, чтобы быть в состоянии управлять этим стремительным развитием, ведь мы открыли 12 торговых центров менее чем за 8 лет, мы должны были стандартизировать и до некоторой степени вести "массовое производство" торговых комплексов . Имейте в виду, что мы открыли 8 торговых центров такого же размера как в Адыгее, в течение трех лет! В России! Уже один этот факт является выдающимся примером истории успеха.
Строительство торговых центров супер-регионального масштаба было отличным способом использовать фантастическую скорость и занять важные позиции на рынке. Это также означало, что мы должны были выйти на рынок, зная, что мы не будем номер один во всех категориях, которые предлагает торговых центр, и это стало одной из причин, по которой мы выбрали больший земельный участок. Поскольку мы планируем работать на рынке долгое время, мы можем развиваться и предлагать все больше дополнительных услуг в течение долгого времени.
Кристиан, а можно ли назвать уровень жизни в Краснодаре и его окрестностях европейским? Только честно. Чего не хвататет Краснодару, чтобы считаться евпропейским городом.
Европа большая, но я сказал бы, что Краснодар соответствует многим критериям того, чтобы быть европейским городом. Администрация и жители города поддерживают в порядке все парки, зеленые насаждения , что заслуживает большой благодарности! Всегда приятно возвращаться в Краснодар после поездки в другой город или заграницу, это мой дом!
Кристиан, вы говорите по- русски? Учите русский язык? Ведь чтобы тут дела делать (на юге) надо со всеми дружить и общаться, а через переводчика если все время общаться, то много не надружишь.
Мой русский язык, к сожалению, не на том уровне, на котором он должен быть у человека, прожившего здесь столько времени.
Я могу общаться и в большинстве случаев могу объясниться в ситуациях вне работы, но к сожалению, я не смогу провести рабочую встречу на русском языке. Я немного стыжусь этого факта, но в то же время я знаю, что я сделал правильный выбор того, на что я потратил свое время. Все позиции, которые я занимал в России, требовали большого количества часов на работе и зачастую много времени для командировок. Если бы я изучал русский язык, я боюсь, что у меня не было бы семьи, или, по крайней мере, была бы не совсем здоровая семейная обстановка. Я понимаю довольно много по-русски, и это помогает.
В ИКЕА официальным языком является английский, и вся централизованная информация передается на английском во всех странах. Даже в Швеции. В ИКЕА можно работать и не знать английский язык, но у всех менеджеров и сотрудников на определенных позициях должен быть достаточный уровень английского, чтобы быть в состоянии выполнять свои задачи.
Здравствуйте, Кристиан. Вы связывете свои ближайшие 2-3 года с Краснодаром? Насколько вообще ваша работа здесь долговременна? Кого вы видите своим приемником?
Я работаю в России и в Краснодаре по временному контракту, и это означает, что контракт имеет четко обозначенные временные рамки. Частью моих обязанностей является отбор, обучение и передача полномочий моим российским коллегам, и мне приятно говорить, что в нашей команде есть много отличных сотрудников. Это, правда, не гарантирует, что моим преемником не станет иностранец, но к тому времени решающим фактором для принятия решения будут результаты деятельности и личный рост.
Кристиан Батькович, добрый день. А вот интересна концепция МЕГИ-Адыгеи. На Кубани все центры имеют какую то особенную концепцию, об этом они любят рассказывать. А какова концепция МЕГИ?
Спасибо за Ваш вопрос! МЕГА Адыгея-Кубань — часть большой сети торговых центров. В настоящее время работает 12 комплексов в крупнейших городах России. В каждой МЕГЕ под одной крышей представлены более 150 операторов, которые предлагают товары и услуги для многих людей по приемлемым ценам. В наших торговых центрах представлены ведущие российские и международные бренды различных категорий: мода, спорт, электроника, развлечения и услуги. Мы группируем магазины таким образом, чтобы сделать шопинг более удобным для наших посетителей. В состав каждой МЕГИ входят 3 якорных магазина – магазин ИКЕА, супермаркет, магазин формата "Сделай сам", которые, в свою очередь, обеспечивают повседневные потребности наших посетителей. Чтобы сделать посещение МЕГИ незабываемым и настоящим выходным днем, мы также работаем над обеспечением регулярной развлекательной программы — это может быть грандиозное мероприятие, проводимое одновременно во всех 12 торговых центрах МЕГА, либо промоакция, либо занятие в Детском клубе, либо просто урок фигурного катания. И конечно ни один выходной не может быть без хорошего обеда всей семьей, или чашки кофе с Вашими друзьями – для этого в МЕГЕ есть фудкорт, который является центром притяжения для наших посетителей, кафе и рестораны.
МЕГУ можно сравнить с небольшим городом, и мы следим, чтобы у нас были все необходимые услуги для удобства наших посетителей. Именно поэтому мы уделяем особое внимание таким важным моментам, как надлежащие транспортные услуги, а также маленьким, но не менее важным услугам, как комнаты матери и ребенка, где всегда есть бесплатные подгузники для малышей, и комнаты оказания скорой помощи.
Кристиан, здравствуйте. А каковы планы МЕГИ? Опрапвдались ли уже ожидания акционеров относительно получаемых доходов? Какие пред вами стоят задачи в 2010 году? Какие средства были вложены в строительство МЕГИ? Они окупились?
Мы не являемся акционерной компанией, что делает нас достаточно независимыми и позволяет планировать на более долгосрочный период времени. По этой же причине мы предпочитаем не говорить о цифрах, поскольку мы не должны регулярно отчитываться перед акционерам.
В мае МЕГЕ Адыгея-Кубань исполняется 2 года, и пока мы очень довольны результатами своей деятельности на рынке. Как я сказал, у нас есть очень большой земельный участок, который позволяет нам строить очень интересные планы дальнейшего развития. Сейчас мы занимаемся подготовкой наших дальнейших шагов в тому, чтобы сделать МЕГУ еще более привлекательной для посетителей.
Какое ваше главное разачарование в России? В Краснодаре?
Я могу много говорить о том, что мне нравится в России, но конечно же есть вещи, которые мне не нравятся. Я могу честно сказать, что я уже достаточно приспособился, и некоторые вещи, которые я считал недопустимыми несколько лет назад, являются теперь частью моей повседневной жизни. Если бы у меня была возможность загадать желание, я бы пожелал лучшую систему здравоохранения для многих людей в России. Прежде всего, хотелось бы добавить профилактические меры, но также внедрить единый минимальный стандарт для всех граждан. Улучшение условий в больницах, скорую помощь, медицину, доступную для всех.
Кристиан, вы любите местное пиво?
Я ожидал этого вопроса, и мой ответ «да». Я люблю пиво, и я люблю получать качество за свои деньги. Куда бы я не поехал, мне нравится пробовать местную еду и напитки
Вы бывали в городах-курортах Краснодарского края: Сочи, Геленджик, Анапа, Тамань и пр. Отдыхали ли на диких пляжах морей? Как вам вообще здешний климат и природа? Скучаете наверное по своей шведской природе?
На самом деле, я еще на был в Сочи, но посетил почти все упомянутые Вами города и даже чуть больше. Мои предыдущие 2 назначения были в Новосибирске и Екатеринбурге, поэтому я был рад смене климата. Шведская природа и погода похожи на российские, хотя в Швеции есть смена всех 4 времен года, в отличие от Краснодарского края. Здесь весна и зима такие короткие, что их едва замечаешь. Сразу наступает лето, а потом долгая осень, после которой снова приходит лето. По Швеции я скучаю скорее из-за друзей и семьи, чем из-за погоды и природы.
В ближаешее время откроется торговый центр oz? Расцениваете ли вы этот объект как своего конкурента??? Почему???
Мы внимательно следим за развитием этого проекта, как и за деятельностью остальных игроков на рынке. Это интересный проект, и я уверен, что, в целом, розничный рынок сделает новый шаг и выйдет на новый уровень предлагаемых товаров и услуг. Увеличение конкуренции означает оздоровление рынка, более выгодные цены и больше преимуществ для потребителей, что является нашей общей целью. Но все же это означает, что МЕГЕ придется работать еще лучше для того, чтобы соответствовать растущим запросам потребителей.
Кристиан, а не проще ли было построить Мега под Краснодаром, а не в республике Адыгея? Или тут дело не только в дешевой земле?
Принимая решение об освоении нового региона, мы тщательно оцениваем различные аспекты местного рынка при принятии решения об инвестициях. В Краснодаре мы искали большой участок рядом с городом, который бы обладал достаточной площадью для развития нашего проекта. Другим важным аспектом является инфраструктура, дороги, позволяющие легко добраться до объекта. И последнее в списке, но не последнее по значимости, — это отношение и сотрудничество властей. В Адыгее мы нашли сочетание всех этих факторов и решили строить торговый центр МЕГА именно здесь.
14 января 2010 в ИКЕА решил купить в офис 9 столов ПЕТРУС (201.022.34). На складе оказалось 4 стола. Поинтересовался у кладовщика когда будут остальные. Он сказал позвонить 18 января. Звоню сегодня-говорят есть 2 стола. Следующая поставка 23 января, но вновь никто не знает будут ли там эти столы. Опять мне трех столов не хватает. Как можно попросить Вас посодействовать в завозе этой позиции, а то так можно разориться на доставках, если покупать то, что есть в наличии и возить по одному столу.
Для того, чтобы предложить самую лучшую цену на рынке, ИКЕА хранит на складе то количество продукции, которое необходимо. Усовершенствованная система заказов ведет учет запасов на складе всей продукции в соответствии с историей сбыта. Поэтому, когда посетитель покупает большое количество продукции, в наличии может оказаться недостаточное ее количество. Но у меня есть отличное решение для Вас и всех остальных, покупающих товары ИКЕА в больших количествах. Вы можете довольно легко и быстро сделать заказ в Отделе по работе с корпоративными клиентами, который расположен возле касс на выходе из магазина ИКЕА. Они соберут Ваш заказ и сделают единовременную доставку всех выбранных Вами предметов, как только они появятся в наличии. Смело обращайтесь к любому из сотрудников магазина по вопросам обслуживания в Отделе по работе с корпоративными клиентами!
А Вы знаете анекдоты про IKEA ? 🙂
Конечно! У меня много своих собственных шуток, собранных за 12 лет работы в компании, но я также знаю, что существует множество других, большинство из них размещены в интернете или пересылаются как приложения к электронным письмам. Классический пример – про человека, который приходит на собеседование в ИКЕА и первое, что ему приходится сделать, это собрать себе стул, чтобы иметь возможность сидеть во время собеседования.
Зарабатывает ли Ваш торговый центр в дни распродаж? Или распродажи не дают прибыли, а только привлекают поток посетителей?
Здравствуйте, уважаемый Шопоголик! В целом, торговый центр получает прибыль только в том случае, если наши арендаторы ее получают. Распродажа дает много возможностей как для торгового центра, так и для его арендаторов. Распродажа привлекают больше посетителей в торговый центр, и не только из-за товаров со скидками, и сообразительные ритейлеры знают, как извлечь из этого выгоду. Но для магазинов основная задача – избавиться от прошлогодних товаров, чтобы освободить место для новых коллекций.
Не кажется ли вам, что причина грязных туалетов, запахов, отсутствие на местах консультантов, а так же наличие на их лице улыбки и приветливости по отношению к покупателям кроется в простой мотивации сотрудников, а главное в оплате труда?
Получается, что ИКЕА заботится об иностранных сотрудниках, и видимо тратит много на то, что бы они находились здесь…но при этом вы экономите на местных. Может действительно, лучше набрать русское руководство и увеличить зарплаты средним менеджерам, консультантам и другим сотрудникам ИКЕА?
Спасибо за вопрос. Я уже частично ответил на него в моих предыдущих ответах. Я обещаю, что вместе с руководством магазина ИКЕА мы сделаем все возможное, чтобы улучшить условия Вашего пребывания в магазине ИКЕА.
Что касается зарплат, я могу сказать, что у нас средний уровень на рынке труда или даже выше. Кроме того, у наших сотрудников очень привлекательный соц.пакет, который включает в себя медицинскую страховку, страхование жизни, питание в столовой, бесплатную форму, скидку в магазине ИКЕА, бесплатный транспорт. Кроме того, возможен гибкий рабочий график. Как я уже говорил, ИКЕА хочет и старается сделать так, чтобы сотрудники развивались и профессионально росли. Наши менеджеры регулярно проводят оценку работы сотрудников и составляют план их развития. Наши сотрудники проходят различные тренинги, необходимые как для работы, так и для их дальнейшего профессионального роста в компании. Я могу сказать, что сейчас в ИКЕА Адыгея-Кубань из 9 руководящих постов 8 занимают российские специалисты. В Администрации МЕГА работает 26 менеджеров и специалистов, 2 из них иностранные сотрудники. Основной причиной, почему ИКЕА привлекает иностранных сотрудников в Россию, является обучение местных сотрудников, а также обеспечение того, чтобы концепция, культура и стандарты ИКЕА соблюдались. Мы тратим много времени, денег и энергии, чтобы обучить наших сотрудников тому, насколько важно быть дружелюбным и предоставлять качественные услуги покупателям. Все это обусловлено местными условиями, менталитетом и образом мышления людей. Очень долгое время в России отсутствовала культура обслуживания покупателей, и чтобы это изменить потребуется еще какое-то время и усилия. Простая улыбка при входе в магазин – это то, что мы принимаем как должное во многих странах, и то, над чем еще надо поработать в России.
Кристиан, добрый день. Как вы считаете, насколько оправданно преследование правоохранительными органами РФ предпринимателя Евгения Чичваркина, который создал "Евросеть"?
Я понимаю Ваш интерес к этому случаю. Лично я считаю, что закон существует для того, чтобы обеспечить открытые и честные взаимоотношения людей в обществе, но, честно говоря, я не достаточно слежу за развитием этого дела, чтобы высказывать какие-либо суждения.