Россия входит в число стран-лидеров по добыче рыбы в мире, но в реальности многие жители страны употребляют рыбу крайне редко. Почему так происходит и какие инициативы реализуются для возвращения популярности рыбной продукции, рассказал Игорь Караваев, председатель президиума АКОРТ.
Средний уровень потребления рыбы в 2022 году без учета вылова для личного потребления составляет около 22 килограмм рыбы в живом весе на человека, что, согласно данным Рыбного союза, ставит страну на 24 место в мировой статистике. Предварительные оценки ведомств и экспертов расходятся, но скорее всего официальный итог прошлого года все же будет выше показателя 2021 года, который согласно Росстату, равен 21,2 килограмма.
Так или иначе, но можно однозначно утверждать, что существенно больше рыбы в отличие от мяса россияне есть не стали, и ситуация с потреблением рыбопродукции остается непростой.
Какой вид рыбы популярнее
Из всех видов рыбы покупатели отдают предпочтение сельди: россияне потребляют до 400 тыс. тонн этой рыбы ежегодно, что в разы превышает показатели потребления сельди в советские времена. Как показали данные опроса торговых сетей-членов АКОРТ, доля продуктов из сельди достигает 20% от продаж всей рыбной категории. Также по совокупным данным россияне чаще других видов покупают горбушу, форель, семгу, минтай, кильку и шпроты. В целом из-за климатических особенностей отечественный потребитель привык к жирной рыбе, поэтому большая часть даже сравнительно популярного минтая идет на экспорт: из 1,7 млн тонн минтая, ежегодно добываемых дальневосточными рыбаками, внутри страны реализуется только пятая часть.
Исследования ВЦИОМ при этом показывают неутешительную динамику: за последние пять лет потребление рыбы сократилось более чем в полтора раза. Особенно эта тенденция заметна среди более молодого населения: сегодня лишь 22% опрошенной молодежи до 24 лет едят рыбу каждую неделю. Почему так происходит?
Ключевые барьеры
Первая и ключевая причина кроется в её стоимости. В последние три года модель потребления жителей России сместилась в сторону самых необходимых и бюджетных товаров, в список которых рыба обычно не попадает. На ценообразование рыбы, в свою очередь, влияет ряд факторов. Она является сложной и высокорисковой товарной категорией на протяжении всей цепочки поставок: ограниченный срок годности, высокая стоимость обработки, а также удаленность зон вылова от основных центров потребления, напрямую влияют на изменения в стоимости продукта в рознице. По сути сегодня в цене российской рыбы значительную долю занимает стоимость ее доставки. Не менее любимые потребителями лосось и форель на прилавки попадают в основном из зарубежных стран, то есть здесь в уравнение добавляется и валютный курс.
Еще один барьер: потребитель знает и покупает всего несколько основных видов, тогда как воды страны богаты тысячами разных сортов. Черноморский калкан, арктический голец, хамса или ставридка сегодня рядовому покупателю незнакомы. Торговые сети, в свою очередь, ориентируются на предпочтения покупателя, редко экспериментируя с ассортиментом.
Кроме того, работать необходимо и с культурой потребления и приготовления рыбы. Покупатели, в особенности более молодая аудитория, активно интересуются рыбой, но не знают о правилах разделки и приготовления, да и не особо хотят ее готовить. А такие знакомые более старшей аудитории традиции, как “рыбный четверг”, сегодня почти забыты. При этом именно создание привычки — один из важнейших этапов в возвращении рыбе заслуженной популярности.
Что делают ритейлеры и государство
Увеличение популярности рыбной продукции, создание привычки употреблять рыбу и привлечение молодой аудитории — ключевые задачи, которые стоят перед всеми участниками отрасли, и сделать это можно только общими усилиями. К примеру, в конце прошлого года АКОРТ и Рыбный союз договорились о совместном развитии рыбной категории. Созданная рабочая группа планирует мониторить качество рыбы на розничных полках, исследовать потребительские предпочтения и доступность рыбной продукции для разных групп населения. Обсуждается инициатива включения рыбы в питание в социальных и образовательных учреждениях, чтобы сформировать полезную привычку уже со школьной скамьи. Также поддержку получат студенческие стартапы, направленные на создание инновационных продуктов из рыбы. Лучшие из них попадут на полки торговых сетей.
В этом году в пилотном режиме запущена программа продвижения отечественной рыбы «Русская рыба». Она разрабатывается и реализуется по поручению Минпромторга России Роскачеством совместно с Минсельхозом, Росрыболовством, Рыбным союзом, АКОРТ и Союзом независимых сетей России. В начале июня состоялся фестиваль “Всероссийская рыбная неделя” — самое масштабное мероприятие программы в этом году. Вклад ритейла — скидки до 35% на более чем 100 наименований охлажденной, замороженной, вяленой и копченой рыбы. Подобные совместные инициативы делают рыбу доступнее и подталкивают аудиторию к знакомству с менее популярными, но не менее полезными видами рыбы.
Кроме того, уже не первый год крупные торговые сети добровольно поддерживают минимальные наценки на наиболее популярные позиции мороженой рыбы. Учитывая масштабы федерального ритейла, такая практика действительно тормозит розничные цены социально значимой рыбной продукции на всем рынке и поддерживает объёмы потребления.
Какие еще направления прорабатывают ритейлеры? Сегодня торговые сети активно присматриваются к ассортименту готовой к употреблению рыбной продукции. Молодая аудитория не привыкла готовить, поэтому, согласно ряду исследований, чаще всего потребители в возрасте 18–24 лет идут за готовой рыбой в общепит, а не в магазины. И если недостаток не менее популярных полуфабрикатов и переработанной продукции — общеотраслевая проблема, то появление доступной готовой рыбной продукции в силах торговли, и в перспективе поможет привлечь внимание молодых покупателей к рыбе.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.