Еще в середине 2010-х ритейлеры и девелоперы начали активно обращать внимание на небольшие города с населением от 50 000 человек. На тот момент они рассматривались как новые, еще не освоенные рынки, где даже базовые потребности жителей оставались незакрытыми. В противовес высокой конкуренции в городах-миллионниках это направление выглядело перспективно для дальнейшего развития, и экспансию в провинциальные города крупные сети начали еще до того, как разразился ковидный кризис.

Однако отдельное место в этом вопросе занимает тема освоения городов закрытых. И внятной дискуссии на этот счет в профессиональном сообществе, кажется, так и не случилось.

Между тем по состоянию на 2024 год в России насчитывается около 30 так называемых закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Большинство из них – небольшие поселки, но есть полноценные города со своей специфической аудиторией и средой. Во времена СССР ЗАТО могли значительно опережать своих открытых соседей по уровню жизни – работа на оборонный комплекс обеспечивала более высокие зарплаты, доступ к дефицитным товарам, льготы и развитую социальную инфраструктуру.

Примером такого ЗАТО является Северск — крупнейший из закрытых городов и спутник Томска — одного из научно-образовательных центров Сибири. Население Северска превышает 100 000 человек, а средняя зарплата и уровень благополучия не только не отстают от полумиллионного Томска, но и опережают его.

Как правило, развитие ритейла в небольших городах останавливает отсутствие качественных торговых площадей, однако в Северске еще в 2012 году был открыт первый (и на текущий момент единственный) профессиональный торговый центр «Мармелайт» площадью 15 000 кв.м.

— Мы запускали «Мармелайт» в рамках активного развития собственных площадок на томском рынке – делится опытом представитель управляющей компании «Новый Век» Юлия Яковлева. – Уже тогда мы понимали, что у населения города своя специфика – это не обычный спальный район, из которого уезжают утром и куда возвращаются вечером. Город замкнут сам на себе и в общем-то самодостаточен, у него своя экономика, свой ритм и свои довольно специфические привычки.  До сих пор посещаемость северского «Мармелайта» превышает показатели наших районников в Томске – трафик здесь стабильно высокий, а будни незначительно отличаются от выходных. Мы выходили с концепцией «город в городе», и она отлично сработала – нам практически сразу удалось стать центром социальной и культурной жизни Северска.

За 2020-2022 годы потребительские привычки, предпочтения и ценности сильно скорректировались, и это повлияло на изменения статуса Северска – концепция закрытого зеленого города с повышенным вниманием к безопасности стала гораздо более привлекательной. ЗАТО начала активно интересоваться более молодая семейная аудитория с детьми — жить не в самом Томске, а в 15 км от него, пользуясь социальной структурой Северска, и работая удаленно, стало популярной идеей. Это стимулировало новую застройку и рост цен на жилье. При этом, как отмечают Девелоперы УК «Новый Век», у жителей города достаточно свободных денег – в городе практически нет рынка аренды жилья (только для приезжающих специалистов), а стоимость покупки квартиры у застройщика на 15% ниже, чем в Томске. Потребности оплачивать частные детские сады или спортивные секции для детей также нет – все это обеспечивает город. Такая динамика влияет и на развитие ритейла.

— Когда мы стартовали, была необходимость закрыть базовые потребности северчан. – отмечает Юлия Яковлева. Сегодня аудитория города прогрессирует – их вкусы и потребительский опыт формируются Томском и другими крупными городами Сибири. Поэтому на сегодняшний день есть запрос на качественный общепит, концептуальную развлекательную составляющую, товары для дома, жизни и спорта. В прошлом году в ТЦ «Мармелайт» мы открыли «Читай-город» — он стал первым профессиональным книжным в Северске. На данный момент мы занимаемся проработкой плана по реконцепции, который будет включать обновление интерьера, ввод сетевых и локальных операторов общепита и организацию полноценного общественного пространства для лекций, выставок и мероприятий.

*фото Артем Изофатов, Томск.ру

Реклама. ООО «Новый Век», ИНН 7017250749. Erid: 2SDnjcfkiQJ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.