Компания — импортер элитного алкоголя Марком закрыла сеть элитных супермаркетов Маленький принц, которая работала в высоком ценовом сегменте. Об этом ЛІГАБізнесІнформ сообщили четыре топ-менеджера крупных дистрибьюторских компаний. "Супермаркет Маленький принц закрылся", — подтвердил администратор торгового центра Домосфера, расположенного на Столичном шоссе. Сеть включала в себя три магазина в столице, которые работали на Печерске, Оболони и Столичном шоссе.
Пострадали поставщики сети. Директор по продажам крупной компании — импортера продуктов питания, который попросил не называть его имени, рассказал, что получить деньги за товар, поставленный в магазины Маленький принц, их компания не может. "Часть продукции нам удалось забрать, но погасить весь долг невозможно. Насколько мне известно, такая же проблема наблюдается и у других наших коллег", — заметил он. Получить комментарий основателя Маркома Ильи Гринберга не удалось.
Попытка №2
У основателей Маленького принца были амбициозные планы на развитие. Марком начала создавать сеть весной прошлого года и планировала открыть около семи торговых точек, что сделало бы ее крупнейшим продовольственным ритейлером в премиум-сегменте. Сумму инвестиций в развитие этого бизнеса Илья Гринберг не называл, но, по подсчетам управляющего партнера консалтинговой компании Retainet Александра Ланецкого, в три супермаркета было инвестировано около $1,8 млн.
Все три супермаркета Маленький принц открылись на месте другой сети элитных продовольственных магазинов Delight, которую также связывали с Ильей Гринбергом. Впрочем, сам бизнесмен свою причастность к Delight, которая закрылась осенью 2013-го и не вернула деньги поставщикам, отрицает.
После закрытия элитных магазинов Маленький принц у Маркома помимо оптового бизнеса фактически осталась только одна сеть — Поляна, которая сейчас насчитывает около 30 магазинов на территории Украины.
Рынок сокращается
Маленький принц была последней сетью элитных продуктовых товаров, работавшей в Украине.
Крупные продовольственные сети развивают магазины премиум-сегмента, но цены в них значительно ниже. По данным директора исследовательской компании GT Partners Ukraine Игоря Гугли, в этом сегменте работают три магазина Le Silpo (развивает Fozzy Group), четыре — Космос (принадлежит собственнику Таврии В Борису Музалеву), четыре магазина ВК Select и Чумацкий шлях (компания Ритейл Групп).
Работать в этом сегменте сложно: в первом полугодии продажи сократились почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказывает совладелец сетей Фуршет и Фуршет-Гурман Игорь Баленко. Для сравнения, говорит Баленко, в среднем по сети продажи выросли до 20%. "Мы отказываемся от сети Фуршет-Гурман, и из пяти магазинов остался только один", — сообщил он. Солидарен с ним и директор компании — импортера вина Витис Групп Сергей Мазур. По его словам, в первом полугодии продажи иностранных напитков известных брендов снизились в среднем на 20%, а по итогам года могут сократиться до 30%. "С лета прошлого года продукция подорожала в 2,2 раза", — поясняет он причину сокращения продаж. Покупатели массово переориентируются на более дешевую продукцию, поскольку покупательная способность населения снижается.
По данным Государственной службы статистики, в первом квартале реальные доходы украинцев сократились на 23,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Учитывая, как развивается кризис в стране, можно прогнозировать, что число элитных и премиальных супермаркетов будет уменьшаться", — говорит Гугля.
Ланецкий предполагает, что контроль над сегментом выше среднего получат такие крупные сетевики, как Fozzy Group и Ритейл Групп, у которых есть ресурс, чтобы поддержать или развивать их премиальные магазины во время кризиса.