Летом в Казани в Соцгороде на месте рынка «Уныш» откроется первый гипермаркет сети «Магнит». Прежде компания, которую контролирует известный предприниматель Сергей Галицкий, предпочитала избегать эпицентров конкуренции, работая в сегменте магазинов шаговой доступности. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что краснодарская сеть все больше укрепляет свои позиции в республике, и следующий этап экспансии может совпасть с открытием распределительного центра «Магнита» в Зеленодольске.

В конце лета в Авиастроительном районе появится первый гипермаркет краснодарской сети «Магнит». В самой компании подробности не раскрывают, но сейчас в районе улицы Ленинградской ведется активное строительство. По словам начальника участка компании-генподрядчика ООО «СК «Сфера-трейдинг» Камиля Маннанова, здание магазина будет двухэтажным, и его общая площадь составит 1,3 тыс. кв. м. Эксперты отмечают, что в целом площади «гиперов» у «Магнита» меньше, чем у других ритейлеров.

«В настоящее время на объекте идет монтаж перекрытия, который будет завершен примерно 20 марта. Здание еще не готово для поставки оборудования, оформления. Пока готовится только монолитная часть, предстоят другие работы, которые будут завершены примерно в мае-июне этого года. Открытие состоится после окончания всех работ», — рассказал представитель подрядчика.

Вообще, надо отметить, что история появления первого гипермаркета краснодарской сети была непростой. Напомним, что впервые о конфликте вокруг рынка «Уныш» стало известно летом 2008 года. Тогда предприниматели вступили в борьбу с «Тандер» (оператор сети эконом-магазинов «Магнит»). Краснодарский ритейлер выкупил право долгосрочной аренды земельного участка, где располагался рынок, и начал вытеснять мелких розничных торговцев. В ответ предприниматели зарегистрировали свою ассоциацию, обзавелись электрогенераторами, организовали охрану.

Уже через год конфликтующие стороны встретились в арбитражном суде. Но и этим все не закончилось, — были митинги и голодовка у стен Казанского кремля. Накануне музыкального фестиваля "Сотворение мира" в июне 2009 года 15 предпринимателей рынка «Уныш» объявили голодовку и закрылись в армейской палатке на Ярмарочной площади. Демарш, устроенный рыночниками, не прошел незамеченным городскими властями. Исполком Казани предложил предпринимателям в том же районе участок под рынок. Правда, и тогда прошло не все гладко. Против нового места рынка подписи стали собирать жители окрестных домов. После всех этих трудностей рынок в итоге заработал.

Кстати, выборный директор рынка «Уныш» Альфред Валиев пообещал, что предприниматели не оставят попыток борьбы с конкурентом.

«Гипермаркет «Магнит» находится на месте рынка «Уныш», но есть такая проблема: сзади стоит детский садик, то есть согласно законодательству они не имеют права торговать ни алкоголем, ни сигаретами, если расстояние 50 метров. За это мы будем бороться, писать жалобы. Хотя, когда в 2010 году были публичные слушания, было отказано, так как нет места для парковки, рядом – детсад. Со стороны населения были резкие высказывания. Но строительство все равно идет, и, думаю, к лету достроят», — говорит Валеев.

Надо отметить, что это будет первый гипермаркет «Магнита» в Казани. Ранее сеть не выходила в крупные города Татарстана с этим форматом, предпочитая развивать магазины эконом-класса шаговой доступности. От участников рынка «БИЗНЕС Online» стало известно, что к концу года гипермаркеты «Магнита» могут появиться в Чистополе и Нижнекамске. Также кадровики сообщают о наборе персонала в гипермаркеты в Челны и Бугульму. Одним словом, краснодарский ритейлер решил активно взяться за завоевание татарстанского рынка.

Перед масштабным наступлением «Тандер» запустил строительство своего распределительного центра на территории 16 га земли в Зеленодольском районе. «Предполагается, что здесь будут работать от 1200 до 1500 человек, а автопарк будет насчитывать от 150 до 300 грузовиков. Центр охватит ближайшие регионы в радиусе 500 километров – до Нижнего Новгорода, Ульяновска, Чувашии, Марий Эл, — поделился подробностями проекта в редакции «БИЗНЕС Online» на интернет-конференции глава Зеленодольского района Сергей Батин. – Это не просто объект, который образуется – не просто дополнительные налоги». Планируется, что первая очередь распределительного центра откроется уже в этом году.

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из участников рынка, особенность работы сети «Магнит» в том, что они не работают с дистрибьюторами. «Приход «Магнита» — это всегда потеря для нас, дистрибьюторов. Все магазины сети получают товар из распределительных пунктов, а все отношения с поставщиками ритейлер ведет из центрального офиса в Краснодаре. Поэтому, если открывается магазин «Магнит», у дистрибьюторов падает выручка, поскольку мы не можем поставлять продукцию напрямую», — рассказывает собеседник.

Кстати, не менее грандиозные планы у «Магнита» в Казани по открытию магазинов шаговой доступности. В пресс-службе сети корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказали, что в столице Татарстана уже действует 71 магазин «Магнит», а в 2012 году планируется открыть еще около 20 «магазинов у дома». То есть к концу года у краснодарского ритейлера в городе может стать 91 магазин. 

В то же время, согласно официальному сайту ближайшего конкурента «Магнита» Х5 (развивает сети «Карусель», «Перекресток» и «Пятерочка плюс»), в Казани действует 44 магазина эконом-класса «5+», а у франчайзи Х5 — «Ак Барс торга» — 53 магазина.

Для «БИЗНЕС Online» планы ритейлера по расширению присутствия в Казани прокомментировали эксперты.

Виталий Тимуца, генеральный директор ГК «Смайл»:

— Считаю расположение нового гипермаркета в Соцгороде интересным для «Магнита», поскольку он действует в соответствии со своей стратегией, развиваясь больше на периферии, избегая эпицентров конкуренции. Именно поэтому, на мой взгляд, их до сих пор нет в Москве: они присутствуют только в тех городах, где нет большой конкуренции. И открытие гипермаркета данной сети в Соцгороде – не исключение из правил, в данном районе отсутствуют крупные магазины, не говоря уже о гипермаркетах. К тому же все знают, что Соцгород не самый богатый район в Казани, а «Магнит» — это дискаунтер, значит и место выбрано правильное, там, где живет множество представителей целевой аудитории.

Что касается позиции «Магнита» на рынке, то это качественный дискаунтер, где можно найти все необходимые группы товаров, пусть и не широкого ассортимента, для аудитории со средним заработком и чуть ниже среднего. «Магнит» исторически начал работать не с гипермаркетов, а с небольших магазинов-дискаунтеров, расположенных неподалеку от дома, и первоначально развивал именно эту сеть. Но несколько лет назад они пошли в сегмент гипермаркетов, которые стали строить даже в небольших городах и населенных пунктах. Эти гипермаркеты способны предложить потребителю множество других групп товаров, помимо продуктов питания.

Основным конкурентом «Магнита» можно назвать сети «Пятерочка» и «Пятерочка+», представленные на рынке Татарстана компаниями «X5 Retail» и «АкБарсТорг». Если говорить о сетях гипермаркетов, то это, в первую очередь, «Перекресток». А в целом, «Магнит» также успешно конкурирует с несетевой розницей — хорошо знакомыми нам «магазинами у дома».

На рынке Татарстана сейчас большими темпами идет процесс глобализации, очень активно развиваются как раз «Магнит» и «X5 Retail». Если брать отдельно ситуацию по «Магниту», то эта сеть традиционно открывает магазины с нуля, в то время как «X5», помимо аналогичной практики, осуществляет скупку местных региональных сетей. Так, например, в Набережных Челнах, такие случаи происходят не в первый раз – типичная ситуация, очередная покупка региональной сети национальными ритейлерами. Татарстан – очень привлекательный в этом плане для всех сетей регион, доля республики в общем розничном обороте национальных сетей достаточно большая, по моим оценкам составляет 40-50 процентов. Существующие тенденции на рынке однозначно сохранятся, поскольку сети будут открывать свои новые магазины и скупать оставшиеся мелкие сети. И если рассматривать развитие «Магнита», то их экспансия вглубь регионов будет продолжаться и дальше, и они будут открываться в населенных пунктах с населением от 50 до 10 тысяч человек.

Искандер Юсупов, директор ООО "Супермаркет Недвижимости" (ASG):

— Авиастроительный район не в полной мере обеспечен крупными магазинами, и жителям зачастую приходится ездить за покупками в другие районы. А Соцгород — это еще и район социального ипотечного жилья. В последнее время плотность населения данного района значительно выросла.

Сейчас «Магнит» активно завоевывает рынок не только Казани, но и России, что и подтверждают последние новости, а также результаты 2011 года: по росту чистой выручки «Магнит» обогнал X5 Retail Group на 10 процентов. За прошедший год «Магнит» открыл 1254 магазина против 577 у X5 и вышел на первое место по объему чистых торговых площадей.

Основная аудитория «Магнита»– эконом-класс, в этой сфере конкуренцию им составляют «Пятерочка» «Ак Барс Торга» и «Пятерочка +» X5 Retail Group. Но формат гипермаркета для «Магнита» в Казани нов, и учитывая, что в Авиастроительном районе скоро откроется и «Бахетле», — может сложиться интересное соседство.

Возможно, «Магнит» выходил на рынок в небольших форматах, чтобы оценить все перспективы и «прощупать» конкурентов. Сейчас продовольственный рынок развивается очень активно: за последнее время открылись крупные игроки формата «Кэш энд керри» — «Метро» и «Зельгрос», расширились «Бахетле» и «Перекресток». Сейчас у ритейлеров есть огромный интерес к Казани, и потенциал крупных торговых площадей Казани сложно переоценить.

Максим Шабашов — управляющий ТЦ «Молл Парк Хаус»:

— Где бы ни открылся гипермаркет «Магнит», он будет удачным. Сам по себе проект очень сильный, вложения серьезные. Насколько знаю, поставки многих продуктов у них идут от производителей, поэтому цены могут держать достаточно низкие. Все проекты, которые они открывали в этом формате, — успешные.

Аудитория та же, что рассчитана на «Ашан» и «Реал», соответственно, конкуренты эти же. Единственный минус – в отличие от «Ашана» и «Реала» — здесь отдельно стоящий гипермаркет, а не внутри торгового центра. Хотя трудно сказать, насколько это является минусом, потому что для тех людей, которые хотят купить продукты, не очень желаемо заходить в торговый центр.

Возможно, открывают этот формат сейчас, потому что просто дошла очередь до Казани, Татарстана. В других регионах эти форматы функционируют год-два.

Леонид Рахимов, генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент» (Дисконт-центр XL):

— У «Магнита» хорошие позиции, он может двигаться параллельно с «Перекрестком», «Бэхетле». Однако это разные магазины для разных людей. Если кто-то видит для себя выгоду в «Магните», то он вряд ли зайдет в «Бэхетле», по разным причинам считая его дорогим. Продуктовая матрица подобрана для потребителей – все необходимое для них стоит на видном месте с низкой ценой. «Магнит», как правило, находится в бедных районах.

Чем больше точек, тем лучше, но надо открывать их по городу равномерно. Все это сегментирование рынка по доходам и предпочтениям населения.

Гипермаркет – это новый формат. Похоже, что экспансия на рынок, который они намеревались занять с прежним форматом, завершается. Открытие новых магазинов начнет дробить, прежде всего, их собственную долю на этом рынке. Следующей нишей уже будет «Магнит Люкс», «Магнит Премиум» и другие подобные изобретения. Формат гипермаркета другой, и люди будут видеть, что он отличается. Это связано с потребительскими предпочтениями, и многое будет зависеть от расположения магазина и того, как впишется в потребительскую матрицу предпочтений.

Андрей Гируцкий, коммерческий директор технополиса «Химград»:

— Сеть развивалась в формате магазинов шаговой доступности, поэтому другие форматы сети мне не знакомы. В районе улицы Ленинградской сейчас идет массовая застройка по программе ликвидации ветхого жилья, формируется достаточно мощный микрорайон. Соответственно, люди будут въезжать туда, их надо кормить, поэтому некоторые торговые операторы в течение последних трех лет начали проявлять интерес к Авиастроительному району. Раньше этот микрорайон в принципе не рассматривался как место, где торговые сети хотели бы что-то иметь. Тем не менее, сегодня там открываются и салоны связи, и продуктовые магазины, DOMO хотел открыть там магазин электроники.

На сегодня явные тенденции на продовольственном рынке Казани: город продолжает оставаться интересным для крупных игроков. Не зря сюда идут cash&carry, крупные иностранные компании. Приход таких игроков для местных компаний, как правило, означает выдавливание местных операторов. Местные операторы вынуждены уходить в магазины шаговой доступности, в мелкую розницу.

Справка

Магнит (ЗАО «Тандер») — розничная продуктовая сеть:

В течение 2011 года компания открыла 1,254 тысячи магазинов, из которых "у дома" 1,004 тысячи магазинов, 42 гипермаркета и 208 магазинов косметики. Общая торговая площадь выросла за год на 38,5% — до 1,97 миллиона квадратных метров.

Сеть магазинов "Магнит" (штаб-квартира компании находится в Краснодаре) является одной из крупнейших в России по объему продаж. По состоянию на 31 декабря 2011 года она объединяла 5,309 тысячи магазинов, в том числе 5,006 тысячи "магазинов у дома", 93 гипермаркета и 210 магазинов косметики, расположенных почти в 1,4 тысячи населенных пунктах РФ. Большинство магазинов группы расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах. "Магнит" также присутствует в Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах.

Владельцы (на 30 июня 2011 г.) — Сергей Галицкий (41,09%), Lavreno Ltd (5,1%), Владимир Гордейчук (2,92%), Labini Investments Ltd (1,88%), 48% в свободном обращении.
Капитализация (LSE) — $9,8 млрд.
Финансовые показатели (первое полугодие 2011 г., МСФО):
выручка — $5,47 млрд.,
чистая прибыль — $140,35 млн.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments