Крупнейшая в России сеть электроники и бытовой техники "М.Видео" переходит с физической на цифровую дистрибуцию программного обеспечения, музыки и кино. Ритейлер начнет продавать их на своем сайте и в специальных терминалах, которые установит в магазинах. В результате реализация софта, например, должна удвоиться, рассчитывает "М.Видео".

Стратегия развития "М.Видео" до 2015 года предусматривает переход от продаж "в коробках" к цифровым, рассказал "Ъ" представитель сети Антон Пантелеев. В течение нескольких месяцев ритейлер запустит на сайте функционал по продаже ПО для Windows, Mac OS X и других платформ. "М.Видео" договаривается с правообладателями музыкального и видеоконтента: до конца 2013 года компания начнет торговать им у себя на сайте. Контент будет представлен и в приложениях "М.Видео" на мобильных платформах iOS, Android и в сети Facebook. Кроме того, его можно будет приобрести и скачать на мобильные устройства через специальные терминалы, которые установят в магазинах. Отказ от физических носителей быстро не произойдет, но он неизбежен, считают в "М.Видео".

"М.Видео" — крупнейшая по выручке сеть электроники и бытовой техники в России, имеет 250 магазинов в более чем 100 городах. Оборот в первом полугодии 2011 года достиг 54,872 млрд руб., рентабельность по EBITDA — 4,1%. Контролирующими акционерами являются основатели компании Александр Тынкован, Михаил Тынкован и Павел Бреев. Капитализация на ММВБ вчера составляла 41,3 млрд руб.

Физические продажи контента в России снижаются, подтверждают данные PricewaterhouseCoopers (см. таблицы). По оценкам компании, в 2010 году реализация видеоконтента на физических носителях снизилась до $413 млн, то есть примерно на 7,4% по сравнению с 2009-м. В этом году рынок может потерять еще 3,1%. Рынок электронных продаж видео PricewaterhouseCoopers не оценивает, но, по данным J`Son & Partners, в 2011 году он должен более чем удвоиться — до примерно $1,8 млн по сравнению с $0,7 млн годом ранее. Похожая ситуация и в музыкальной индустрии: физические продажи музыки в России по итогам 2010 года составляли $248 млн, или на 12,7% меньше, чем годом ранее, пишет PricewaterhouseCoopers. В 2011-м они сократятся еще на 10,9%, до $221 млн. Цифровые продажи музыки в 2010 году, напротив, выросли на 33,8%, до $99 млн, а в 2011-м прибавят еще 33,3%.

Продавать контент в интернете начали многие зарубежные ритейлеры. Например, как сообщила в августе The Financial Times, розничная сеть Walmart по итогам первого полугодия 2011-го вошла в тройку крупнейших продавцов онлайн-видео в США с долей 5,3% (около $12 млн), обогнав Sony и Amazon и уступая лишь Apple и Microsoft. Онлайн-продажи развивает и крупнейшая в США сеть бытовой техники и электроники Best Buy: в 2008 году для продаж музыки она за $122 млн приобрела сайт Napster.com, а позднее договорилась с компанией Sonic Solutions о совместном развитии видеосайта CinemaNow.com. Данные их продаж не раскрываются.

"Эльдорадо" запустило цифровые продажи ПО еще в мае 2010 года, напомнили вчера в пресс-службе компании,— этой услугой могут воспользоваться покупатели компьютеров, ноутбуков, мобильных устройств и навигационного оборудования в специальных пунктах, расположенных в магазинах сети. Рост таких продаж софта в "Эльдорадо" за первые восемь месяцев 2011 года составил 126%.

В "М.Видео" за год с прошлого сентября реализация коробочного ПО достигла примерно 300 млн руб. (около $9,6 млн), говорит господин Пантелеев. По оценке Microsoft, общие продажи ПО в России в 2010 году равнялись $1,92 млрд. Переход к цифровой дистрибуции может увеличить выручку этого направления в "М.Видео" минимум в два раза, рассчитывают в компании: покупателям электроники будет удобнее оплатить лицензию сразу в магазине, чем покупать диск или вводить данные кредитной карты на сторонних сайтах.

Рынок онлайн-дистрибуции развлекательного контента достаточно конкурентный, на нем уже присутствуют несколько интернет-проектов, в том числе созданных крупнейшими мобильными операторами и сетью "Связной", напоминает сооснователь Ivi.ru Анна Знаменская. По ее оценкам, инвестиции в подобный проект могут составить от $5 млн до $20 млн. "Цена входа на рынок растет каждый год. Самое сложное и дорогостоящее — договориться с правообладателями-мейджорами и получить уникальный контент",— говорит она. "Портативные устройства становятся все более функциональными. Важно предлагать не только гаджет, но и сервисы к нему",— пояснила представитель "Связного" Елена Ноготкова.

Продажи музыки
*К предыдущему году.
**Прогноз.
Источник: PricewaterhouseCoopers.

 

Канал продаж

2010 2011** 2012** 2013** 2014** 2015**
$, млрд %* $, млрд %* $, млрд %* $, млрд %* $, млрд %* $, млрд %*
Физические носители
Мировой рынок 16,249 -12,9 14,133 -13,0 12,744 -9,8 11,533 -9,5 10,540 -8,6 9,706 -7,9
Российский рынок 0,248 -12,7 0,221 -10,9 0,198 -10,4 0,178 -10,1 0,162 -9,0 0,162 0,0
Цифровая доставка
Мировой рынок 7,191 6,9 7,978 10,9 9,011 12,9 10,120 12,3 11,259 11,3 12,421 10,3
Российский рынок 0,099 33,8 0,132 33,3 0,159 20,5 0,188 18,2 0,225 19,7 0,264 17,3
Общие продажи
Мировой рынок 23,440 -7,7 22,111 -5,7 21,755 -1,6 21,653 -0,5 21,799 0,7 22,127 1,5
Российский рынок 0,347 -3,1 0,353 1,7 0,357 1,1 0,366 2,5 0,387 5,7 0,426 10,1

Продажи видео

Канал продаж 2010 2011** 2012** 2013** 2014** 2015**
$, млрд %* $, млрд %* $, млрд %* $, млрд %* $, млрд %* $, млрд %*
Физические носители
Мировой рынок 30,434 -2,1 30,708 0,9 31,661 3,1 33,066 4,4 34,661 4,8 36,128 4,2
Российский рынок 0,413 -7,4 0,400 -3,1 0,402 0,5 0,407 1,2 0,416 2,2 0,430 3,4
Цифровая доставка
Мировой рынок 5,261 30,8 6,655 26,0 8,075 21,3 9,507 17,7 10,810 13,7 12,088 11,8
Российский рынок н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д
Общие продажи***
Мировой рынок 51,161 1,4 52,733 3,1 55,092 4,5 57,848 5,0 60,611 4,8 63,195 4,3
Российский рынок н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д
0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments