В начале девяностых в стране возникает новая премиальная торговая сеть OLBI Diplomat, которая «просто для смеха» пытается занять нишу «Березок» – валютных магазинов для дипломатов и советской аристократии. Создатель сети – Олег Бойко, один из самых ярких коммерсантов эпохи, – вскоре окажется в списке богатейших людей России и уже не покинет его до наших дней, однако главные деньги Бойко сделает не в торговле.
«Березки» – потребительский рай Страны Советов. Сеть спецмагазинов учреждают постановлением Совета Министров весной 1961 года – за валюту и чеки здесь отовариваются иностранцы и советская элита, простым гражданам вход заказан. Все по завету классиков-антиутопистов: «Все животные равны, но некоторые равнее других». К моменту распада Союза «Березки» уже выглядят анахронизмом, но социальные противоречия только усилились: в нищей стране появляются люди, которые могут больше не скрывать, а гордиться своим богатством, а их потребительские запросы высоки.
Первый магазин OLBI Diplomat, как и указано в названии, открывают «для дипломатов и журналистов». Спустя год, в январе 1992 года, принимают решение расширяться: магазины теперь доступны «для всех», а дипломатам обещана 10% скидка. Цель амбициозная: занять нишу валютной оптовой и розничной торговли «отвечающую мировым стандартам».
В магазинах OLBI Diplomat продается почти всё — от цветных фломастеров и продуктов до японских телевизоров и мужских костюмов. К оплате принимают только СКВ («свободно конвертируемую валюту»), позже придумают «карточки OLBI» – внутримагазинные деньги; возможен наличный и безналичный расчёт.
У истоков бизнеса – едва достигший тридцатилетия Олег Бойко. Выросший в семье советской технической интеллигенции, Бойко поражает современников широтой своих интересов: «От управления крупными пакетами акций ряда авторитетных газет до проектов fast food, от участия в решении вопроса о приватизации Сбербанка до инициативы по переносу выборов».
В 1993 году Бойко и Смоленский присоединяются к проекту Гусинского: соинвесторы создают первую частную телекомпанию – НТВ. «Впрочем, довольно скоро, посмотрев, что мы создаем, из состава акционеров НТВ оба вышли. Я думаю, они просто оценили политическую опасность этого проекта лично для себя и, как разумные бизнесмены, решили с этим не связываться», – позже расскажет первый гендиректор телекомпании Игорь Малашенко. Уже после истории с НТВ Олег Бойко станет председателем исполкома гайдаровской партии «Демократический выбор России», но вскоре покинет и эту организацию.
Осенью того же 1993 года торгово-финансовый концерн OLBI, которому принадлежит OLBI Diplomat, объявляет об акционировании розничной сети. Решение в духе времени: в стране гремит приватизация и тысячи компаний, концернов и холдингов предлагают свои акции в обмен на будущие «высокие дивиденды». Финансово неграмотные и неискушенные россияне поверят телевизионной и печатной рекламе и отнесут свои денежки – назад их, разумеется, не получат. OLBI выдает «Свидетельства о депонировании одной обыкновенной акции», решение о выплате дивидендов должно определять ежегодное собрание акционеров, но никаких собраний с 1995 года не проводится. Юридический след компании запутывается, а потом исчезает. Самые успешные «инвесторы-партнёры» находят акциям исчезнувших компаний остроумное практическое применение – бумажками обклеивают стены туалета. Часть акций пополнят Экспозицию Музея Пирамид, созданный некоммерческой организацией для защиты прав обманутых вкладчиков.
«Это было захватывающее и возбуждающее время, но меня не покидало ощущение гротеска, буффонады. Как так, вчерашние совсем еще молодые люди вдруг оказались на самом верху?», – вспоминает эпоху сам Бойко в интервью Forbes.
30 августа 1996 года происходит трагедия: отдыхая в гостях на вилле в Монте-Карло, Бойко выходит на прогулку в парк, дверь за ним захлопывается. Олег решает вернуться в спальню через открытое окно на втором этаже – и срывается. При падении поврежден позвоночник. По Москве ползут нехорошие слухи. Бойко оказывается прикован к инвалидному креслу.
Его дальнейший путь в бизнесе будет связан с финансовым сектором и азартными играми – знаменитые в нулевых сети «Вулкан» и «Миллионъ», в которых российская провинция просаживает пенсии и зарплаты, входят в принадлежащий Олегу Бойко холдинг Ritzio, который считают крупнейшим в стране оператором казино. Сохранит Бойко интерес и к ритейлу: с его финансовыми структурами будут связаны парфюмерные сети Douglas Rivoli и «Рив Гош», а также сеть супермаркетов «Миндаль».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.