В начале мая Минпромторг заявил о стабилизации цен на продукты питания, а также о тенденции к снижению стоимости отдельных товаров. В частности, уменьшились цены на рис, свинину, мороженую рыбу, молоко, кефир, картофель, виноград. Для создания адекватных условий торговли и развития конкуренции как основного фактора снижения цен ведомство разработало проект постановления правительства РФ "Об утверждении Правил организации развозной торговли" (есть в распоряжении "Известий").
Документ направлен на совершенствование законодательства в части регулирования деятельности торговых организаций с использованием мобильных торговых объектов.
— Практика размещения мобильных торговых объектов напрямую от товаропроизводителей позволяет с первых дней продаж достигать цен ниже рыночных на 20–25% для мясной гастрономии, на 35–40% — для рыбы, на 10–15% — для хлебобулочных и молочных изделий, — отметил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. — И даже при этом товаропроизводители не внакладе — это не менее выгодно, чем работа с оптовиками и розничными сетями. Очевидно, что существование такой развитой мобильной торговли неизбежно окажет влияние на общие розничные цены на рынке.
В документе отмечается, что неоспоримое преимущество "магазина на колесах" — возможность оперативного размещения в местах спроса "здесь и сейчас", учитывая потребности населения и конъюнктуру.
"Использование мобильного торгового объекта позволяет ежедневно забирать продукцию местного производителя и реализовывать ее в местах спроса в течение нескольких часов с даты выработки и в полном объеме. Например, в Берлине даже не требуется разрешение для осуществления развозной торговли продукцией садоводства, пчеловодства, птицеводства и рыболовства, произведенной собственными силами, а также молоком и молочными изделиями", — говорится в документе.
Также развозная торговля позволяет продавать дешевле самый свежий товар без посредников. Согласно анализу Минпромторга, опыт работы прямых продаж мобильной сети от производителей в Москве и Санкт-Петербурге (мясная гастрономия, рыба) демонстрирует снижение розничных цен на 20–40% по сравнению с супермаркетами.
Продуман и механизм контроля за мобильными магазинами — все машины должны быть пронумерованы знаками государственной регистрации, а в крупных населенных пунктах оборудованы системами геолокации. Кроме того, развитие мобильной торговли поддержит отечественный автопром, создаст дополнительную загрузку для малого бизнеса (автомоек, шиномонтажей).
Для перемещения транспортных средств не требуются дополнительные разрешения, а правила парковки регламентированы правилами дорожного движения.
Размер платы за размещение мобильного магазинчика, так же как и тарифная сетка, в населенных пунктах уже определен в рамках систем платных парковок. При этом региональным властям и органам местного самоуправления предоставят возможность увеличить эту плату, но не более чем в два раза от установленных тарифов.
Чтобы начать мобильную торговлю, заявитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен определиться, в каких категориях населенных пунктов он будет осуществлять ее (в крупных или малых, в том числе в сельской местности), а также со специализацией: "Мясо и мясная продукция", "Молоко и молочная продукция", "Изделия хлебобулочные и мучные кондитерские", "Цветы, растения живые", "Печатная продукция", "Быстрое питание (готовая еда)", "Овощи-фрукты", "Рыба и морепродукты", "Продукты", "Непродовольственные товары".
Далее необходимо уведомить о своем намерении работать на территории определенного субъекта РФ уполномоченный орган государственной власти региона. Уведомление подается на каждый мобильный торговый объект. Для "мобильных магазинов" применяются все существующие требования к соблюдению правил торговли, в том числе санитарно-гигиенические.
К примеру, размещение объектов должно осуществляться в соответствии с правилами дорожного движения при условии доступа к окну выдачи товара с тротуара. Это предотвращает возникновение вариантов чрезмерного скопления таких магазинов в одном месте.
Кроме того, органам власти субъекта и местного самоуправления предоставляется возможность установления дополнительных запретов на размещение мобильных торговых объектов с учетом специфики местности — например, вблизи объектов пассажирской транспортно-пересадочной инфраструктуры, а также на части оборудованных парковочных мест.
Правилами также устанавливается дневной режим работы объектов и их обязательный ночной отстой в заявленных местах (производственные, логистическо-складские комплексы, гаражи и т.п.) вне дворовых территорий и жилых зон. Это исключит негативное влияние развозной торговли на наличие автомобильных парковок для жителей близлежащих домов.
Контроль ночного отстоя вне улиц общего пользования будет осуществляться с использованием открытой общедоступной информации, получаемой с использованием систем глобального позиционирования. Кроме контроля, эта информация будет использоваться населением для определения местонахождении объекта в любой момент времени в режиме онлайн.
Представитель Ассоциации производителей и реализаторов мясо-молочной и рыбной продукции Илья Завельский, имеющий личный опыт организации мобильных розничных сетей, отметил, что если у малых производителей будет возможность осуществлять торговлю через передвижные объекты, они смогут создавать свои "торговые сети" из нескольких машин. Соответственно и цены будет гораздо ниже, чем в ритейле.
— Ритейлер тут же задумается, стоит ли ему поднимать цены или лучше, наоборот, снизить до уровня стоящей рядом автолавки. И чем больше будет появляться таких машин, тем серьезнее станет конкуренция, из которой — и именно из нее — рождается самая оптимальная цена, — отметил предприниматель.