Сеть «220 Вольт» представила новый формат магазинов: в передвижных контейнерах. Пока в России с мобильной торговлей экспериментируют отдельные компании, на Западе формат активно развивается. О магазинах-беспилотниках и других необычных точках продаж – в нашем материале.
DIY-ритейлер «220 Вольт» запустил магазины нового формата. Они располагаются в контейнерах, которые можно перевозить с одного места на другое, выбирая наиболее подходящую локацию. Пока у компании две подобных точки – в Москве и Петербурге, но в 2019 году планируется увеличить их количество до 20.
Площадь передвижного магазина порядка 30 квадратных метров, количество наименований товара – около 600. Объём затрат на открытие зависит от объема товарных запасов. В среднем, оборудованный магазин обойдется в 600-700 тысяч рублей: сам б/у контейнер стоит 100 тысяч, 250 тысяч – ремонт, остальные затраты – торговое оборудование, вывеска и прочее. Еще около 1 млн рублей придется потратить на закупки продукции.
Идея мобильного магазина родилась давно, компания даже тестировала ее в нескольких вариантах: в формате шатра, гаражной распродажи, небольшого курсирующего автомобиля. Но у контейнера оказался ряд преимуществ. Его можно использовать на мероприятиях, ярмарках или там, где просто нет подходящего помещения. Ожидается, что подобные торговые точки будут востребованы в районах новостроек. При этом контейнер обеспечивает сохранность товара и неограниченное количество «сборок».
«Мы тестировали первый контейнер на площадке в непосредственной близости торгового центра, – рассказывает PR-директор «220 Вольт» Ирина Тельнова. – Успех в разы превзошёл наши ожидания. Органичная визуализация внесла значительный вклад: контейнер стал концентрировать на себе внимание покупателей торгового центра даже больше подобных магазинов внутри. С одной стороны, размеры позволяют создать визуально эффектную доминанту, с другой – получить все бонусы мобильности и компактности».
«Фургон сокровищ» и грузовик с памперсами
Идея мобильных магазинов не нова. Автолавки уже несколько десятилетий используются для доставки товаров в отдаленные населенные пункты, где нет стационарных магазинов. Широкое распространение они получили в Европе и США.
На Западе можно найти как небольшие магазины на колесах, так и мобильные кофейни, салоны красоты и даже гостиницы. Начать такой бизнес не сложно: к автоторговле предъявляются менее серьезные требования, чем к классическому ритейлу, и вложений в открытие требуется меньше. Достаточно приобрести подержанный автомобиль, оборудовать его необходимым для работы и получить несколько разрешений.
Данный формат предполагает заработок за счет большого потока клиентов. При этом не нужно переплачивать за аренду помещения или рекламу. Если посетителей мало, можно найти новое, более удачное место для своего торгового объекта.
К мобильной торговле подключаются и крупные мировые ритейлеры. В США Walmart совместно с Procter&Gamble запустил проект по созданию магазинов на колесах. Фургоны предлагают бытовую химию, гигиенические товары, корма для животных и другую продукцию P&G.
В основе проекта – комбинация мобильной, социальной и real-time коммерции. Покупатели могут приобрести товары на месте или заказать доставку (например, больших пачек стирального порошка или собачьего корма) на дом. На фургонах размещены крупные QR-коды, по которым клиенты могут сразу же перейти на сайт интернет-магазина Walmart и оформить заказ. Доставка в этом случае будет бесплатной, а цена на товары – минимальной.
Расписание стоянок фургона публикуется в социальных сетях. Правда, есть некоторые ограничения: при выборе мест для парковки ритейлер учитывает существующие разрешения и постановления городских властей. Жители американских мегаполисов все чаще предпочитают интернет-заказы походам в супермаркеты. Поэтому для Walmart подобная акция – в том числе, способ конкурировать с онлайн-гигантами вроде Amazon и привлечь внимание к собственной службе доставки.
Amazon также недавно начал осваивать формат мобильной коммерции. Ритейлер запустил передвижные магазины-фургоны под названием Treasure Truck («Фургон сокровищ»). Фургоны ездят по разным городам и продают в течение дня один вид товара со значительной скидкой.
Узнать, где именно остановится Treasure Truck, можно из рассылки ритейлера. Также на сайте можно заранее оформить заказ. Несмотря на то, что товар дня представлен только в одном цвете и модификации, разбирают его за минуты.
Магазины-беспилотники
Один из западных трендов – применение в мобильной торговле новейших технологий. Все чаще в качестве площадок используются беспилотные автомобили, а сами магазины полностью автоматизированы.
Шведская компания Wheelys – производитель передвижных кофеен – представила беспилотный магазин на колёсах Moby. Он выглядит как небольшой фургон с прозрачными стенками и стеллажами продуктов внутри. Одновременно в магазине может находиться 4 покупателя.
Принцип работы Moby схож с Amazon Go: в нем нет обслуживающего персонала, а для оплаты покупок используется мобильное приложение. Клиенту достаточно отсканировать товары на выходе: после оплата спишется с его счёта. Так же автоматически магазин способен пополнять товарные запасы на специальных складах, самостоятельно подъезжая туда.
Магазин заряжается от солнечной энергии. Пока Moby тестируется в китайском Шанхае, но уже в текущем году компания-разработчик планирует начать его продажи. Стоимость подобного магазина составит 30 млн долларов.
Схожую разработку представил американский стартап Robomart. Продуктовый киоск, расположенный внутри электромобиля, способен доставлять товары в удобное покупателям место. В компании планируют сдавать робокиоски в аренду торговым сетям, которые с их помощью смогут увеличить свою зону покрытия.
В авангарде – DIY и общепит
В России крупные фуд- и FMCG-ритейлеры не спешат осваивать подобный формат. Интерес проявляют лишь представители DIY-сегмента и общепита.
В последние годы в российских мегаполисах активно развиваются фудтраки – рестораны на колесах. Фургоны, оборудованные кухней для приготовления пищи, готовы конкурировать со стационарными кафе. Один из подобных проектов принадлежит компании по доставке еды Delivery Club. Несколько фудтраков Delivery Club работают на улицах Москвы и Петербурга. В них можно как купить еду на месте, так и заказать доставку на дом или в офис. По словам представителя компании, приобретение и оборудование фургона для бургерной или пиццерии обойдется в 1,5 млн рублей.
В России отмечается тенденция по упорядочиванию и легализации торговых объектов. Точнее – борьба с самостроем, который стал серьезной проблемой и нагрузкой не только на городскую инфраструктуру, но и на весь стрит-ритейл, – комментирует генеральный директор «Рент-Инвест» Дмитрий Караваев. В связи с этим мобильные точки продаж развиваются, в первую очередь, в сегменте общепита. Чаще всего, это фестивальные истории, где многие известные рестораторы представляют мобильный формат фудтраков, имея ограниченный и специально подготовленный ассортимент блюд.
Фудтраки широко распространены в Азии, где почти в каждом городе у местных рынков расположены целые сети, а также в США, откуда этот формат и взял свое начало еще с 20-х годов 20-го века. Нестационарные объекты долгое время были основным бизнесом даже таких крупных компаний, как McDonald’s. В России они стали популярны с развитием фестивалей «О да, еда» и аналогичных.
«Мобильные объекты имеют сезонное размещение и востребованы там, где по ряду причин стационарный объект разместить невозможно, – продолжает Дмитрий Караваев. – Это парки, концертные площадки, иногда офисные комплексы, которые при начале работы имеют невысокую загрузку и не торопятся открывать собственные столовые и рестораны на постоянной основе. Судя по текущей тенденции, для многих сетевых игроков размещение фудтраков и развитие региональной сети – приоритетная задача, так как можно установить первичный контакт с аудиторией, понять уровень спроса и востребованность конкретной концепции в определенной локации».
Мобильные офисы продаж с декабря 2016 года развивает СТД «Петрович», предлагающий строительные товары. Временные сооружения, оснащенные всем необходимым для продаж, компания размещает рядом с новостройками на период активных ремонтов новоселов. Впоследствии мобильный офис легко демонтировать и перевезти на другое место.
«Как омниканальный DIY-ритейлер федерального масштаба, мы создали 7 каналов коммуникации с клиентом, и мобильные офисы продаж являются одним из них, – рассказали в пресс-службе СТД «Петрович». – Коммуникация бесшовная: клиент может прийти в мобильный офис, выбрать здесь вместе с консультантом плитку, обои, ламинат, а потом зайти в личный кабинет, оформить заказ и доставку. Или позвонить в колл-центр. Бесшовная коммуникация позволяет клиентам начать оформлять заказ в одном месте, а закончить в другом. Например, вы из дома формируете заказ в интернет-магазине «Петровича» и вдруг понимаете, что хотите сначала посмотреть выбранные обои. Приезжайте в магазин, дополняете здесь корзину и оплачивайте, не формируя корзину снова. В этом суть омниканальности: не просто мультиканальность, когда у компании множество не связанных между собой точек продаж, а единая связанная система».
Инвестиции в открытие одного подобного объекта СТД «Петрович» составляют около 3 млн рублей. Сегодня в Петербурге работает 4 мобильных офиса, в Московской области – 3. В планах – открыть 2 офиса аналогичного формата в Москве в ближайшее время.
Право на ошибку
При наличии скромного бюджета и знаний о востребованных «географических точках» мобильный бизнес может принести хорошую прибыль, – говорит Ирина Тельнова, «220 Вольт». Договориться о месте стоянки не очень сложно, затраты в разы меньше, чем на открытие стационарного магазина. Если локация окажется не слишком удачной, можно начать все заново на новом месте. Таким образом мобильный бизнес дает предпринимателю право на ошибку.
К сложностям подобного формата можно отнести то, что он позволяет представить ограниченный ассортимент продукции. В контейнерах «220 Вольт» – максимум 600 SKU, наиболее популярные товары и бренды.
«Однако такие торговые точки чрезвычайно удобны для региональных индивидуальных предпринимателей, – отмечает представитель ритейлера. – Мы планируем несколько контейнеров использовать сами, а остальные продать франчайзи. Ряд международных вендоров уже выразил не только интерес, но и готовность повторить проект в рамках своих торговых марок. В целом, мы видим большие перспективы у магазинов-контейнеров, особенно в DIY-секторе».
Алёна Яркова | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.
Пытаетесь догнать Леруа? А кондиционер есть в контейнере ? Судя по рынку США, ваша «омиканальность» обречена на провал. На рынке место только большим коробкам в которой можно купить от цемента до рубашки. Если вы предлагаете контейнеры своим франчайзи, то это просто троллинг 😂😂😂
Идея очень интересная, но и очень утилитарная. Как основной формат, генерирующий прибыль работать не будет. А вот для проведения рекламных акций самое оно. Но тут тоже есть проблемы. Те, кому будет по карману подобный формат, имеют и резервы развития и дефицит капитала. Так шта….