Сегодня в России все больше говорят о необходимости развития транспортной логистики как одного из приоритетных направлений экономической политики. В отношениях Россия-ЕС транспортный диалог является ключевым, ведь страны хотят развивать экономические связи, что означает бесперебойную торговлю и ускорение грузопотоков, развитие транзита и логистики. В преддверии саммита "Россия — Европейский союз" мы побеседовали о возможных путях развития региональной логистики и ее важной роли в привлечении иностранного капитала в экономику страны и Нижегородской области с президентом холдинговой компании "Логопром", а также главой крупнейшего в России межрегионального логистического объединения — Поволжской логистической ассоциации — Андреем Ивановым.

Андрей Ростиславович, для начала давайте обозначим те основные проблемы, которые существуют в логистике региона и препятствуют дальнейшему развитию?

В кризис логистика не развивалась совершенно. Так что у нас по-прежнему осталось ровно то, что было. Как говорят в таком случае — огромные перспективы без особых изменений. К сожалению, Нижний Новгород с каждым днем все больше и больше в глазах потенциальных партнеров становится пунктом доставки или перевалочным пунктом, а не важным самостоятельным распределительным центром. Исключения есть, но их настолько мало, что они лишь укрепляют этот складывающийся стереотип.

Неужели настолько все пессимистично?

Положительные моменты определенно есть, но они касаются отдельных сегментов логистики. Например, ситуация понемногу меняется к лучшему в области контейнерных перевозок. В частности, компания "Логопром" достаточно долго боролась за то, чтобы принимать контейнеры, и в 2009 году терминал компании начал перевалку танк-контейнеров со сжиженным углеводородным газом (СУГ). Спустя два года можно смело говорить, что терминал "Логопром Сормово" является лидером по объёмам перевалки СУГ в танк-контейнерах среди всех контейнерных терминалов европейской части России, работающих с опасными грузами. Более 80% "танков", приходящих в Нижегородскую область, обрабатываются на терминале компании.

А с международными компаниями вы работаете в этом направлении?

Сейчас мы работаем с рядом европейских партнеров, крупнейший из которых швейцарская компания Bertschi AG. Они лидеры в ЕС по перевозке опасных грузов в танк-контейнерах. Мы готовы работать с европейскими коллегами намного активнее, но это зависит не только от нашего желания. Объемов, отправляемых с территории только одного европейского государства, недостаточно. То есть нужно формирование ускоренного трансъевропейского контейнерного поезда, который шел бы из Роттердама (Нидерланды) через Дуйсбург в Германии, Польшу, Белоруссию, а по пути его можно было бы догружать на попутных терминалах. Организация такого танк-контейнерного экспресса из Европы в Нижний Новгород была бы крайне актуальна, особенно в контексте создания в Дзержинске и Кстове нефтегазохимического кластера.

Что, на ваш взгляд, сейчас требуется логистической отрасли в целом?

К сожалению, у нас логистика пока не оформлена в отдельную отрасль. Есть Министерство транспорта РФ, РЖД, действуют судоходные компании. Но все эти направления раздроблены. Отсутствует единая внятная стратегия развития, в том числе в региональном аспекте, в связи с чем обратная связь с бизнесом ухудшается.
Взять, к примеру, Нижний Новгород. Кем мы были и кем стали? Бывший "карман России", уникальное географическое положение. А сейчас? Транзитный центр? Я абсолютно уверен, что еще не поздно возродить Нижний как торговую столицу. Мы находимся в центре и промышленного, и потребительского рынков страны. Почти весь грузопоток — 60—70% внутрироссийского транзита — идет через территорию Нижегородской области. Инфраструктура есть, население, которое не забыло, как хорошо работать и хорошо зарабатывать тоже. Для возрождения торговли, а, следовательно, развития логистики нужна политическая воля региона и активная работа в федеральных органах власти. А что делать и куда идти, в Кремле знают не хуже нас. Мы же со своей стороны готовы всецело способствовать возрождению Нижнего Новгорода как торговой столицы. Вначале Поволжья, но им не ограничиваясь.

Каким образом?

К примеру, давайте вместе создадим логистический парк. Совершенно необязательно делать его на базе "Логопрома". Можно создать акционерное общество совместно с правительством области. Задача — не просто создать парк в Нижнем Новгороде, а установить связь с европейскими грузовыми деревнями. Похожий показательный проект был реализован в Австрии, недалеко от Линца. На месте заброшенной промплощадки создали промышленно-логистическую зону. На кредитные средства банков развития построили инфраструктуру, стали приглашать инвесторов. Основным магнитом стал контейнерный терминал. Контейнерные грузопотоки стекались в одну зону, где в дальнейшем распределялись на предприятия резидентов и в близлежащие городки. Скоро в регионе увеличился приток инвестиций, поскольку людям было выгодно вкладывать средства туда, где есть все необходимые условия для бесперебойной работы. В России же пока наблюдается дефицит таких объектов, и если мы его организуем у себя и будем четко соблюдать технологическую дисциплину логистических операций, то вскоре обеспечим себе подобный поток. Все это впоследствии принесет огромную пользу и увеличит объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику региона. Конкурентоспособность Нижегородской области значительно увеличится.

Есть практический опыт подобных международных проектов?

В 2009 году правительство области и "Логопром" вместе с исполнительным комитетом Координационного транспортного совещания государств — участников СНГ создали новаторский проект, который призван оказывать информационную поддержку бизнесу Поволжья и участникам ВЭД. Дирекция МТК, так называется структура, осуществляет мониторинг, сбор и анализ информации о развитии международных транспортных коридоров и их инфраструктурных объектов. Штаб-квартира находится в Нижнем Новгороде, так как здесь смыкаются два крупнейших проходящих по России транспортных коридора — МТК №2 и Транссиб. С помощью проекта налаживается информационная связь по всей линии МТК. Это немного немало содействие континентальной торговле в масштабах всей Евразии. Наша инициатива нашла поддержку в Минтрансе РФ, у железнодорожников и международных компаний. Дирекция МТК, как бы громко это ни звучало, способствует возвращению ПФО и Нижегородской области исторического места центра транзита и интеграции в систему мировой торговли.

К тому же у региона есть и другие преимущества…

Безусловно. У нас усилиями губернатора области есть высокоскоростной поезд "Сапсан", международный аэропорт готовят к реконструкции, развивается инфраструктура городского общественного транспорта.
Особо стоит отметить развитие и увеличение объема грузоперевозок водным транспортом. В этом направлении мы могли бы так же конструктивно сотрудничать со странами Евросоюза. Однако существует проблема — отсутствие закона о допуске иностранных судов во внутренние российские воды. При этом у нас есть образцы создания совместных предприятий в области речного судоходства и смешанных перевозок "река-море". Сейчас эти компании с иностранными участниками в основном занимаются экспортом нефти и тёмных нефтепродуктов. Этот бизнес перспективен на десятилетия вперед. А почему бы нам не пойти по этому же пути и не создать аналогичные СП под российской юрисдикцией по строительству и эксплуатации современных тримодальных речных терминалов?.. Пригласить европейских лидеров из этой отрасли. Заняться созданием современной речной логистики, или, как её называют, inland логистики. В Европе накоплен колоссальный опыт работы на водных путях — на Сене, Майне, Рейне, Дунае. Мы готовы встречаться и обсуждать любые вопросы в этом направлении. Мы вообще всецело за сотрудничество. Именно поэтому в рамках развития логистических связей между Поволжьем и странами Евросоюза в начале сентября Поволжская логистическая ассоциация совместно с Российско-Германской внешнеторговой палатой будут проводить в Нижнем Новгороде большой международный форум "Логистика Приволжского федерального округа", на который ожидается прибытие более 150 представителей ведущих логистических компаний Германии. Будем обсуждать и решать актуальные вопросы, искать пути развития логистики в интересах роста торговли между Поволжьем и ЕС.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments