Рынок товаров класса люкс замер. Оставшиеся на нем операторы продолжают работать лишь со своей узкой аудиторией, на расширение которой пока рассчитывать не приходится. В то же время, по некоторым прогнозам, российский рынок люксовых товаров, падение которого в 2009 году было гораздо серьезнее, чем в среднем по миру, уже в этом году начнет рост.
Согласно результатам исследования компании Bain & Co., в России в 2009 году падение рынка люксовых товаров в различных сегментах составило от 20 до 40%, что гораздо серьезнее, чем в среднем по миру. Для продавцов товаров класса люкс 2009 год стал самым неудачным, однако мировые продажи в этом сегменте сократились только на 8% по сравнению с 2008 годом и составили 153 млрд евро. При этом ожидается, что по итогам 2010 года они вырастут на 4% и составят 159 млрд евро. Такой прогноз делался на основании результатов четвертого квартала 2009 года и первого квартала 2010 года, когда целый ряд компаний смогли добиться положительных результатов.
Bain & Co. прогнозирует, что в России после более существенного падения будет и более существенный рост, который намного превысит мировые 4%. Это будет связано со скидками и акциями, предлагаемыми ритейлерами, а также повышением избирательности самих покупателей — теперь вместо нескольких дешевых они предпочитают приобретать одну люксовую вещь.
Однако участники петербургского рынка говорят, что пока положительных тенденций не ощущают. Потребители люксовых товаров, хотя и продолжают делать покупки, по-прежнему крайне избирательны и идут на любые траты с осторожностью. В результате сокращение рынка продолжается. Например, недавно стало известно о закрытии одной из крупнейших галерей бутиков «Норд» на Невском проспекте (правда, далеко не все арендаторы этого центра относились к рынку люксовых товаров). Ее место займет конкурент «Дома книги» — гигантский магазин сети «Буквоед». Общая площадь трехэтажного центра, который получит название Press Books Media A Gifts Citi Center, превысит 3 тыс. кв. м.
«Сегодняшнее положение на рынке можно охарактеризовать как осторожный оптимизм, то есть люди начинают потихоньку интересоваться покупками, что-то узнавать, но я не могу назвать это ростом спроса», — говорит вице-президент и совладелец холдинга «Адамант» Евгений Гуревич (развивает ювелирные бутики Korloff, Boucheron и Gavello).
При этом в зависимости от категорий товаров тенденции могут быть разными. Так, одним из наиболее пострадавших называют рынок одежды — здесь объемы потребления, по некоторым оценкам, сократились более чем в два раза. А вот более узкие сегменты, покупки в которых совершаются реже и не только для собственных нужд, наоборот, оказались более стабильны.
«Спрос на одежду продолжает падать, — говорит совладелица парфюмерной сети Selectio и бутика Firma Оксана Алексеева. — А вот рынок парфюма серьезного оттока не почувствовал, у нас, например, даже продолжается наращивание клиентской базы. Во многом это связано с тем, что такие покупки традиционно делают реже, обычно раз в полгода. Кроме того, рынок элитного парфюма более молодой, и в момент начала кризиса многие люди только начали его для себя открывать».
Эксперты также отмечают, что сейчас можно наблюдать, насколько были эффективны избранные компаниями стратегии. Они говорят, что кризис имел гораздо меньше последствий для тех, кто проявлял больше активности и не стремился всеми силами ужать расходы до минимума. Сейчас они даже могут пожинать некоторые плоды от сокращения конкуренции.
«До кризиса многие продавцы товаров класса люкс просто сидели на кассе и ждали, когда клиент туда положит деньги, — говорит управляющий сетью Yves Delorme (текстиль) Вячеслав Зайцев. — А потом, когда ситуация поменялась, начали судорожно сокращать товарные запасы, ассортимент и затраты на персонал. При этом покупатели стали более взыскательны и требовательны, в итоге такая стратегия привела к тому, что те, кто стремился всеми силами сэкономить, стали терять еще больше клиентов». По словам г-на Зайцева, сейчас товарообороты в его магазинах в Москве и Петербурге именно во многом благодаря снижению конкуренции уже восстановились, а вот продажи в регионах остаются низкими, и никакой положительной динамики там не наблюдается.
В целом эксперты отмечают, что в текущий момент говорить о развитии операторов товаров класса люкс не приходится. По словам директора по развитию бизнеса Astera St.Petersburg Людмилы Рева, за последнее время был только один пример прихода на рынок нового игрока: свой первый магазин в Петербурге открыл бренд Cartier (компания заняла четырехэтажный особняк на Мойке, 55, на первых двух этажах которого находится сам бутик Cartier площадью 280 кв. м, а на остальных — офис оператора). «Разумеется, есть отдельные операторы, которые открывают новые точки, но в 90% случаев это оптимизация, при этом закрываются другие точки, менее рентабельные», — говорит г-жа Рева.