В середине мая РБК опубликовал исследование того, как с февраля по апрель 2022 года в стране менялось число краж из магазинов. По данным авторов, почти все связанные с магазинными кражами показатели за этот период существенно выросли — вплоть до 25–35% по сравнению с предыдущим годом. Мы попросили директора по продажам ГК «Император» Дмитрия Логинова прокомментировать результаты исследования — и дать советы, к чему в ближайшее время следует готовиться ритейлу в вопросах безопасности и контроля потерь.

Дмитрий Логинов / ГК «Император»

— Недавно было опубликовано исследование, согласно которому, за три месяца 2022 года в одном российском магазине фиксировались в среднем 130 краж — на 18% больше, чем годом ранее, а средняя сумма кражи выросла на четверть до 1 500₽. Как вы можете прокомментировать эти цифры и такую динамику?

— По моему мнению, рост состоит из двух факторов. Во-первых, количество краж действительно выросло, активность шоплифтеров возросла. Во-вторых, магазины стали оснащать большим количеством видеокамер хорошего качества, которые интегрированы с системами распознавания лиц и характерного для шоплифтеров поведения. То есть улучшились технические возможности магазинов, фиксировать кражи стали чаще, и статистика выросла. Нужно понимать, что стало на 18% больше именно зафиксированных случаев.

— Какой из этих двух факторов, на ваш взгляд, имеет больший вес?

— Я считаю, основной вклад внёс рост числа фиксаций случаев воровства. По всей видимости, процесс внедрения систем распознавания лиц и характерного поведения шоплифтеров наконец сдвинулся с мёртвой точки и принёс свои результаты.

— В том же исследовании было много эффектных показателей, но особенно впечатлил рост краж товаров на кассах самообслуживания — по данным авторов, на 34% за год. Существует ли эффективный способ борьбы с такими кражами?

— Терминалы касс самообслуживания — канал, по которому шоплифтеры активнее всего сейчас пытаются применять свои навыки. Они видят в системе уязвимости и пытаются ими воспользоваться. Приведу несколько примеров. Представьте: вы шоплифтер, подходите к весовому товару и хотите украсть кешью — довольно дорогие орешки. Насыпаете в пакетик кешью, но взвешиваете как дешёвые семечки с соответствующим штрихкодом. Подмена товара — один из основных приёмов шоплифтеров. Или, например, можно взять два бритвенных станка, а заплатить за один.

Система выявления таких краж строится на том, что на кассах самообслуживания шоплифтеры всегда за что-то платят. Как правило, такая кража выявляется уже постфактум, когда служба безопасности смотрит архивы — после чего начинается техническая работа. СБ определяет номер карты, по которой прошла оплата, и заодно номера карт лояльности, если шоплифтер их использовал. Также существует специальный машинный интеллект, который определяет, какой весовой товар человек покупает. Так выявляют конкретного человека, который совершил кражу. Затем по номеру карты проверяют, совершал ли этот человек уже кражи ранее, возможно, в других магазинах сети. Обычно архивы доступны на протяжении минимум месяца.

Когда шоплифтер снова приходит в магазин, служба безопасности реагирует — вызывает полицию. Параллельно выявлению человека происходят юридические действия, то есть по каждому факту кражи пишется заявление в полицию. В итоге в лучшем случае шоплифтеру предъявят видео с ним в главной роли, проведут профилактическую беседу и предложат оплатить украденное.

— Правильно ли я понимаю, что кассы самообслуживания всё равно можно назвать самыми уязвимыми местами в магазине в плане краж?

— Не самыми уязвимыми — как раз кассы самообслуживания напичканы самыми актуальными техническими решениями. Самые уязвимые места в магазинах — так называемые слепые зоны, которые не покрываются камерами наблюдения. А кассы самообслуживания лишь кажутся уязвимыми, поэтому их активно пытаются использовать шоплифтеры. Просто это точка, в которой кражу предотвратить очень сложно, если человек ещё не попал в архивы службы безопасности — зато с большой вероятностью в следующий раз его уже поймают.

— Ещё одна цифра: +27% к случаям краж из магазинов товаров вместе с корзинкой. О чём это говорит и как бороться?

— Есть периоды, когда пластиковые корзины активно похищают грибники: такая корзина с дырочками, проветриваемая, удобная, лёгкая, поэтому осенью их вовсю воруют. Металлические тележки чаще крадут перед дачным сезоном — в них удобно возить стройматериалы по участку. Другая причина краж тележек — люди просто везут в них покупки домой и бросают у подъезда. В таких случаях охране достаточно пройтись по району и откатить брошенные тележки назад в магазин.

Способы борьбы с кражами тары в первую очередь должны учитывать экономику. Себестоимость пластиковой корзины — рублей 70. Если в течение месяца из магазина таких корзин уносят три-четыре штуки, ставить пост охраны на выходе бессмысленно.

Если же экономически бороться с кражами смысл всё-таки есть, применяют различные способы — от довольно дорогой электрической блокировки колёс тележек до более простого наваривания сверху стойки для верхней одежды, из-за чего тележка перестаёт помещаться в багажник автомобиля. С пластиковыми корзинами применяют магниты, которые звенят на рамках, и брендирование, чтобы корзина издалека бросалась в глаза.

— Но ведь корзинки и тележки наверняка подлежат учёту, и магазин всегда знает, сколько у него этих вещей. Откуда тогда взялся такой рост краж?

— Цифра 27%, конечно, тревожная. Это сигнал ритейлу задуматься, как предотвратить дальнейший рост краж товаров с корзинкой. Как я говорил выше, для осени это был бы вполне характерный рост, но сейчас весна. Надо смотреть на динамику — возможно, это просто какой-то всплеск. От динамики в ближайшие месяцы зависит логика дальнейших действий ритейлеров. Если так продолжится, это действительно неприятность.

— Какой динамики с кражами вы ждёте в ближайшем будущем, что будет дальше?

— В начале марта я предполагал, что в связи с ограничением импорта шоплифтеры точно нацелятся на эту группу товаров. К сожалению, мои прогнозы пока оправдываются. Кроме того, из-за роста цен ворованные товары становятся всё востребованнее. Если состояние дел в стране продолжит ухудшаться, думаю, всё больше людей станут лояльнее относиться к покупке ворованного товара — просто потому что будут хотеть поддерживать свой привычный уровень потребления. Ещё один признак, что ситуация ухудшается — ритейлеры начали активно усиливать системы безопасности, то есть они не ждут ничего хорошего в ближайшем будущем.

— Стратегически — как посоветуете вести себя ритейлу в сегодняшней ситуации?

— Как я сказал, переломный тренд уже наметился: всё больше компаний пилотируют и внедряют новые модели и решения для предотвращения потерь. В службах безопасности часто работают люди творческие, они подходят к этому вопросу очень ответственно и неравнодушно. Ритейлу нужно продолжать делать то, что они начали, обмениваться опытом в сфере безопасности — чтобы как можно более эффективно работать с этой проблемой.

26 мая ГК «Император» проводит в Москве конференцию по безопасности и предотвращению потерь в ритейле. На площадке мы соберём руководителей служб безопасности, лидеров неформальных сообществ СБ в ритейле для обмена кейсами и находками в этой области.

Зарегистрироваться на конференцию можно по ссылке.

*материал опубликован на правах рекламы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.