С конца лета многие торговые сети и небольшие магазины Симферополя перестали продавать несовершеннолетним газировку. В некоторых торговых точках появились объявления, предупреждающие об ограничениях: до 18-ти — нельзя. Понять, что происходит, покупателям сложно — продавцы отказываются комментировать запрет, потому что, похоже, сами не знают, кто и зачем приравнял колу к пиву. Корреспондент "РГ" выяснил, почему лимонад стал частично запрещенным товаром, и узнал, какая "дыра" в местном законе о торговле напитками сделала его юридически неграмотным.

Не положено!

В редакцию "РГ" поступило несколько обращений с одним и тем же вопросом: почему лимонад, "тархун", "байкал", кола и прочая газировка больше не продаются свободно?

— Мой 15-летний сын не смог купить в новой российской торговой сети кока-колу, — рассказала "РГ" жительница Симферополя Татьяна. — Кассир предупредила его, что ее отпускают только взрослым. Я, конечно, понимаю, что в газировке мало полезного, особенно для детей, но это нововведение кажется странным. И никакой информации нигде толком нет — продавцы просто пожимают плечами.

В небольших магазинах в центре столицы установленное неизвестно кем правило блюдут. Хотя объявления и не вывешивают. Продавец одного из них в разговоре с покупателем сказала, что "велено не продавать — указ такой". А кто его дал, объяснить не смогла.

В другой лавке у корреспондента поинтересовались, исполнилось ли ему 18 лет: пришлось показать удостоверение. С одной стороны, такое заботливое отношение к покупателю трогает, с другой — вызывает недоумение: что за вредные добавки стали подмешивать в газировку, если ее нельзя пить несовершеннолетним? Как и в первом случае, объяснить запрет никто не смог.

Алексей Хмельницкий, руководитель симферопольского пивобезалкогольного комбината "Крым", производящего, кроме пива, еще и лимонад, искренне удивился запрету.

— Это, наверное, шутка? Ни разу не слышал, чтобы газировку где-то кому-то не продавали, — сказал он. — Интересно выяснить, в каких магазинах такое творится.

Объявление на кассе нашлось в симферопольском магазине на проспекте Победы. "Продажа кока-колы, "тархуна" и "байкала" осуществляется строго по паспортам и только лицам, достигшим 18 лет", — гласит оно. Внизу помельче приписано: "С 1 августа в РК введен запрет на продажу тонизирующих, в том числе безалкогольных, напитков несовершеннолетним", — и дана отсылка к закону Госсовета РК.

Эту энергию да в мирное русло

А закон этот — "О госрегулировании в сфере розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции и безалкогольных тонизирующих напитков и об установлении ограничений их реализации на территории Республики Крым" — изменен последний раз в июле 2015-го. Он полностью запрещает продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков (то есть энергетиков с алкоголем) и не позволяет торговать алкоголем на спортобъектах и в помещениях, где продают детские и спортивные товары. Еще он запрещает реализацию безалкогольных энергетиков в детских, образовательных и медицинских организациях, на территориях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений и в местах проведения культурно-массовых мероприятий. Также для последней категории напитков есть возрастное ограничение — безалкогольные энергетики вообще нельзя продавать несовершеннолетним. По ГОСТу они определены как "безалкогольные тонизирующие". О просто безалкогольных — то есть о газировке — в законе речь не идет.

Выходит, представители торговли по ошибке причислили лимонад к энергетикам?

Директор крупной крымской торговой сети Татьяна Пикалова рассказала, что ограничение продажи тонизирующих напитков действительно введено.

— Мы восприняли закон именно так — как ограничение продажи кофеинсодержащих напитков, — говорит она. — Мелкая торговля некоторое время не реагировала на нововведения. Ритейлеры всегда первыми попадают под проверки, на короткий срок с полок пропали напитки, содержащие кофеин. Многие торговые сети не продают детям колу, в которой он тоже есть. Объявления об ограничении ее продажи мы не вывешивали, но детям предлагаем вместо нее лимонад.

Начальник управления по надзору в сфере федерального законодательства прокуратуры РК Алексей Мялин пояснил "РГ", что отсутствие федерального закона о продаже энергетиков при принятии местных вынуждает ссылаться на государственный стандарт. По нему напиток считается энергетическим, если в нем содержится от 0,151 до 0,4 миллиграмма на кубический сантиметр кофеина. Но в популярной газировке, которую не продают несовершеннолетним, всего лишь от 0,1 до 0,14 миллиграмма этого вещества. Во многих напитках его вообще нет (по крайней мере, судя по составу). По словам прокуроров, в список "полузапрещенных" напитков обычная газировка никак не попадает.

Но технически из текста закона этот вывод не следует: что именно является безалкогольным энергетическим напитком, по нему понять невозможно — термин не поясняется, да и отсылки к госстандарту нет.

В министерстве промышленной политики РК тоже прокомментировали ситуацию: там считают, что запрет на продажу несовершеннолетним газированных напитков вроде "байкала" и "тархуна" "продиктован исключительно внутренней политикой отдельных представителей торговли".

Копировать/вставить

— Выяснить, является ли напиток тонизирующим, довольно сложно, — рассказал "РГ" юрист Дмитрий Мосиенко. — Действующие ГОСТы не обязывают производителей указывать дозу тонизирующих компонентов. Поэтому чтобы ввести его в категорию тонизирующих, нужно проводить лабораторные исследования. Не совсем понятно, за чей счет. Проблема кроется в отсутствии перечня напитков, которые закон относит к тонизирующим. Принятый закон РК парадоксален: санкции за его невыполнение есть, а что является правонарушением — не определено. Это вынуждает продавцов самостоятельно, зачастую ошибочно, определять, является ли тот или иной напиток тонизирующим: при визите ревизоров именно администрации придется доказывать, что проданная несовершеннолетнему бутылка кока-колы или "тархуна" не нарушает крымский закон.

У запрета могут быть сторонники, поскольку газированные напитки сегодня — это не просто вода с сахаром, а коктейль из неведомых красителей и усилителей вкуса. В то же время любые ограничения или разрешения должны быть оформлены надлежащим способом — через принятие законов без белых пятен и двояких толкований. Иначе запрет приводит к нарушению прав потребителей.

С тем, что магазины должны предоставлять полный спектр услуг, не ограничивая никого в выборе, соглашается и Татьяна Пикалова. Но из-за неверной трактовки закона крымских детей уже фактически лишили газировки. Возможно, нормы республиканского закона о госрегулировании продажи напитков механически переписали из аналогичного, принятого в другом субъекте РФ, но без детализации терминов. И многие крымские предприниматели перестраховались и самовольно наложили ограничения на реализацию кофеинсодержащей газировки, которая не является энергетическим напитком, добавив в список обычный лимонад, "тархун" и "байкал".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments