Сеть "Лента" планирует в этом году открыть 10–15 супермаркетов в Москве и Петербурге. Таким образом, ретейлер с этого года впервые начнет развивать супермаркеты в домашнем регионе (на данный момент сеть представлена в Петербурге только гипермаркетами). По оценке брокеров, инвестиции в каждый супермаркет ретейлера составляют 40–50 млн рублей. Выход "Ленты" в этот сегмент они считают своевременным, так как ставки аренды снизились, а выбранные ретейлером районы еще слабо насыщены продуктовыми магазинами для среднего класса.
Петербург вместо Москвы
Генеральный директор сети "Лента" Ян Дюннинг, выступая на отраслевой конференции "Неделя российского ретейла", заявил, что с этого года компания намерена открывать супермаркеты в Петербурге. Этот формат ретейлер развивает с 2013 года, но только в Московском регионе, где у него уже 26 супермаркетов.
По словам Яна Дюннинга, в Петербурге компании в первую очередь интересны Василеостровский и Петроградский районы. В "Ленте" не стали уточнять, какое количество из планируемых к открытию на этот год 10–15 супермаркетов придется на Петербург. В будущем компания рассчитывает открывать супермаркеты по всей стране.
"Насколько мне известно, данный формат "Лента" планировала развивать в Петербурге еще год назад, но потом заморозила планы", — говорит руководитель направления торговой недвижимости "Бест. Коммерческая недвижимость" Станислав Ступников, отмечая, что к ним в компанию поступали от "Ленты" запросы на аренду площадей от 1 тыс. м2.
В компании JLL отметили, что до недавнего времени "Лента" очень активно искала помещения под супермаркеты в Москве, но в конце прошлого года приостановила свое расширение в столице. "Нельзя сказать, что в Москве "Лента" совсем прекратила поиск площадок, однако все же активность в этом направлении приостановлена на какое–то время", — уточняет начальник отдела стрит–ретейла JLL Светлана Ярова.
По оценке Станислава Ступникова, арендная ставка для супермаркетов в Василеостровском и Петроградском районах составляет 1–1,2 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. Общий объем инвестиций в один супермаркет "Ленты" эксперт оценил в 40–50 млн рублей.
Успеть занять намыв
Брокеры считают, что Васильевский остров перенасыщен магазинами–дискаунтерами, но в этом районе мало премиальных магазинов.
"На Петроградской стороне конкуренцию "Ленте" составят только супермаркеты "Бабилон" и "Лэнд" (на Крестовском острове), а на Васильевском острове конкуренты вообще отсутствуют", — говорит директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге Михаил Рожко.
Правда, эксперт отмечает, что подходящие помещения на Васильевском острове найти будет сложно.
"Но Васильевский остров расширяет свои границы за счет намыва территории, а значит, будут и площади, и покупатели", — говорит Станислав Ступников.
На Петроградской стороне с помещениями под супермаркеты дела тоже обстоят сложно, но есть территории в районе Пионерской ул., ул. Красного Курсанта, Левашовского пр., которые еще не освоены, поэтому шансы найти подходящие объекты тоже есть.
"Главное — успеть занять место", — говорит Станислав Ступников.
Кроме "Ленты" площади под супермаркеты активно ищет ТД "Интерторг" для магазинов Spar, также похожие по площади помещения рассматривает краснодарская сеть "Магнит", по одному супермаркету в этом году намерены открыть "Глобус Гурмэ" и "Азбука вкуса". Сеть "О’Кей", планировавшая открывать супермаркеты в арендуемых помещениях с прошлого года (не путать с отдельно стоящими самостоятельно построенными "О’Кей–экспрессами"), заморозила пока свои планы.
Как сообщалось ранее, по итогам 2014 года "Лента" продемонстрировала самый высокий рост продаж среди публичных ретейлеров, ее выручка выросла на 34,5%, до 194 млрд рублей. По итогам этого года "Лента" планирует увеличить ее на 34–38% и открыть не менее 25 гипермаркетов в России. Капитальные вложения "Ленты" в 2015 году составят около 30 млрд рублей. Весной по результатам вторичного размещения акций "Лента" привлекла $225 млн.