Компания Lenovo, входящая в первую тройку крупнейших поставщиков ПК в мире, начала масштабную экспансию на развивающиеся рынки потребительской электроники. В первую очередь Lenovo изменила свою маркетинговую стратегию и провела ребрендинг, цель которого — привлечение к продукции компании молодой активной аудитории. Свой серьезный «корпоративный» имидж компания решила сменить на более легкий, призывающий целевую аудиторию «действовать».

Одним из инициаторов перехода к новой стратегии, выраженной в слогане «Не мечтай, действуй» (в оригинале For Those Who Do), стал вице-президент по маркетингу подразделения по работе на развивающихся рынках Lenovo Хоуи Лау (Howie Lau). Зачем Lenovo понадобилось менять стратегию и как компания собирается вести бизнес у себя на родине и на развивающихся рынках Хоуи Лау рассказал в интервью BFM.ru.

— Какие рынки для Lenovo на сегодняшний день являются самыми приоритетными?

— Для нас есть несколько развивающихся рынков, которым мы уделяем особое внимание. Россия — один из них. Также к ним относятся Индия, Индонезия и Бразилия. Российский рынок для нас очень важен. Это рынок номер один в Европе, и мы хотим усилить здесь свое присутствие. В 2007 году, когда мы только пришли в Россию, наша доля рынка составляла всего 0,7%. По итогам 4-го квартала 2010/11 финансового года она доросла до 9,6%. По-моему, это достаточно хороший показатель. Ну и Китай — наш рынок по умолчанию, где наше присутствие очень велико.

— Что вы делаете для усиления позиций в России? Насколько существенна роль местного офиса: принимает ли он решения или все спускается «сверху» директивно?

— Первое — это инвестиции. Мы вкладываем деньги в персонал, в брендинг, в продвижение. Сейчас мы начали очень агрессивную рекламную кампанию в России. Мне, например, было очень приятно увидеть новые билборды Lenovo на улицах Москвы.

Что касается локального подразделения, то оно, например, самостоятельно принимает решения о том, какие из имеющихся продуктов следует выводить на рынок в первую очередь, какие из них будут пользоваться большим спросом именно на этом рынке. Мы руководствуемся, прежде всего, здравым смыслом команды, работающей в данном конкретном месте. Также мы очень тесно сотрудничаем с нашими основными партнерами, например, розничной сетью MediaMarkt, дистрибутором Merlion и другими.

— Что важнее — корпоративные клиенты или обычные потребители? Какого соотношения между этими двумя сегментами вы хотите добиться на развивающихся рынках, в России в том числе?

— Мы не рассматриваем корпоративный и потребительский сегменты с точки зрения соотношения продаж. Мы смотрим на них с точки зрения лидерства на рынке. Вообще, на развивающихся рынках сейчас соотношения между потребительскими и корпоративными продажами где-то 70 на 30. Когда мы приобрели подразделение персональных компьютеров IBM, мы доминировали, в основном, на корпоративном рынке. И для нас очень важно продолжать расти в этом секторе, мы, кстати, лидируем на мировом корпоративном рынке ноутбуков. На потребительском рынке мы растем несколько кварталов подряд. В целом, на развивающихся рынках рост бизнеса Lenovo составил примерно 31% — это в два раза быстрее роста рынка ПК в целом.

— За счет чего происходит рост?

У нас есть бизнес-стратегия, она называется «защищайся и атакуй». Корпоративный и потребительский рынки Китая — это традиционно наши сильные места, которые мы должны защищать. На растущих развивающихся рынках, в том числе на российском, мы должны агрессивно атаковать. Таким образом соблюдается хороший баланс. Это как бокс: у тебя две руки, одна атакует, другая защищает.

— Мировые аналитические агентства утверждают, что на рынок ноутбуков сильно влияет, причем негативно, развитие планшетов и смартфонов. Так ли это?

— Компьютерный рынок продолжает расти. Но, в то же время, мы видим рост на рынке мобильных устройств, мобильного Интернета. Индустрия мобильного Интернета — это не только смартфоны и планшеты, которые составляют лишь одну часть. Она многосторонняя. Сейчас люди — такие, как мы с вами — уже давно не пользуются лишь одним устройством. Мы зависим от нескольких экранов — планшета, смартфона, лэптопа или настольного компьютера. Все эти устройства дополняют друг друга.

Планшетный рынок — это не только аппаратные средства. Это еще и экосистема вокруг них: приложения, контент и прочее. Мы уже предложили рынку целый ряд планшетных компьютеров. У нас есть устройства, нацеленные на потребительский рынок, есть те, которые больше подойдут для корпоративных заказчиков. Мы пытаемся создать для них экосистему, которая будет удовлетворять потребности всех наших клиентов.

— Сейчас существует несколько лидирующих платформ для планшетных компьютеров. За какой из них будущее?

— У нас есть планшеты на разных платформах, как Windows, так и Android. Пользователи хотят иметь выбор — некоторые предпочитают платформу Google, другим больше нравится Microsoft. Стратегия нашей компании очень проста: мы хотим быть для людей провайдером технологий, которые их полностью удовлетворят. Эта стратегия как раз и отражена в нашем новом брендинге, в нашем послании потребителю. Мы предоставляем технологии, а вы уже выбираете, как с ними работать.

Что происходит сегодня? Потребители используют множество различных технологий. Например, у меня с собой телефоны на платформе Android и Windows, есть еще Blackberry, iOS и другие. Это не просто мода, это необходимые для работы инструменты, которые позволяют делать все быстрее и эффективнее. Технологии должны создавать возможности, из которых пользователь может выбрать, что конкретно ему необходимо в данный момент.

Например, у меня есть мощный ноутбук, но, приходя домой, я хочу взять планшет и выйти с него в Интернет — посмотреть видеоклипы на YouTube, почитать новости. Когда я иду ужинать, я беру с собой лишь смартфон, чтобы по дороге проверить адрес ресторана и т. п. Я считаю, не нужно ограничивать выбор, когда можно использовать и то, и другое, и третье.

— Какую долю должны занять планшеты в общем объеме продаж Lenovo?

— Сейчас мы на третьем месте в мире как поставщик ПК. Конечно, мы бы хотели достичь и первого места. Мы будем продолжать двигаться в этом направлении: заниматься исследованиями, разработками (R&D), развивать наш бренд. Мы в начале пути, и чем дальше, тем больше людей узнают нашу компанию.

— Что вы делаете в направлении research&development? Какие средства вкладываете? На что именно идут деньги?

— На сегодняшний день у нас есть три лаборатории, занимающиеся научно-исследовательской работой. Одна расположена в Рейли (США), вторая в Ямато (Япония), третья в Пекине. В них работают около 1700 инженеров. Даже во время финансового кризиса мы продолжали инвестировать в R&D. Мы верим, что в сегодняшнем мире ПК необходимо создавать что-то свое, что-то новое, позволяющее отличаться от всех остальных производителей. По некоторым оценкам, мы входим в список крупнейших IT-компаний с точки зрения инвестиций в R&D.

Что касается направлений, то мы фокусируемся на нескольких. Есть группа, которая занимается исключительно дизайном, поскольку дизайн — одна из важнейших составляющих успешного продукта для требовательных клиентов. Нельзя выпустить великолепную технологию в какой-нибудь уродливой коробке. Также у нас есть группа, которая занимается усовершенствованием пользовательского интерфейса. Потому что необходимо, чтобы наши продукты были удобными в использовании. Есть разработчики, занимающиеся технологиями в целом — адаптацией под мобильные устройства, локализацией под различные страны. Они думают, как сделать так, чтобы устройство было более эффективным, надежным, прочным и т. п. Таких областей, на самом деле, множество.

— Производители электроники все больше внимания уделяют сопровождению своих устройств, дополнительным сервисам — создают интернет-магазины софта, музыки, видео, облачные сервисы и прочее. Что делаете вы?

— Облачные вычисления — одно из направлений, которое мы будем рассматривать в будущем. Наша облачная стратегия — одно из главных направлений для компании. У нас уже есть собственный онлайн-магазин приложений Lenovo App Store, но в будущем мы хотим предложить больше сервисов в «облаке». Сейчас мы только начали работать в этом направлении, но не собираемся останавливаться.

— Зачем все-таки Lenovo понадобился ребрендинг — новый слоган, новая стратегия, если компания, по вашим словам, и так себя неплохо чувствовала?

— Потребительский рынок — самый быстрорастущий, поэтому нам важно привлекать клиентов. Мы проводили большое маркетинговое исследование, и выяснили, что наши потенциальные клиенты из России, США, Германии, Японии относятся к возрастной группе 18-25 лет. Люди этого возраста — самые активные потребители технологий, они являются «лидерами мнений». Они не рассматривают технологию как что-то, что было бы приятно иметь. Они определяют, что обязательно иметь, что является must have для общения в кругу друзей, в институте, на работе и т. п. Это часть их жизни. Они рассматривают технологии не просто как инструмент, а как путь для достижения своих целей. Некоторые из них считают технологии частью собственного стиля.

Мы работали с несколькими маркетинговыми агентствами и выбрали то, которое предложило нам именно этот новый стиль. Одна из причин — это посыл именно поколению «Do» («Действуй»), людям, которые привыкли достигать своих целей. Мы обращаемся к людям новой культуры. Мы видим сходство их культуры и Lenovo. Возможно, мы не самые модные. Но мы очень практичные люди. Мы исполняем то, что обещаем — это философия компании. Чтобы донести это, мы изменили свой стиль. Это и наши новые рекламные ролики, и баннеры, и работа с лидерами мнений. Все это рассчитано на людей, которые «действуют».

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments