Петербургский фармацевтический рынок показывает скромную динамику. Руководители компаний замерли в ожидании законодательных перемен, которые могут серьезно изменить расстановку сил на аптечном рынке. Сегодня снижение рентабельности бизнеса заставляет участников рынка искать новые способы поддержания прибыльности аптек.
По оценкам руководителя отдела маркетинга и ценовой политики холдинга "Фиалка" Андрея Гортинского, объем аптечного рынка Петербурга по итогам 2012 составил около 20,5 млрд рублей (или около 6,8 млн упаковок лекарственных средств). Он отмечает, что рост в рублях несущественный и фиксируется за счет инфляции. Господин Гортинский констатирует, что аптечный рынок Петербурга крайне насыщен и конкуренция очень высока. "Игроки рынка могут оставаться конкурентоспособными за счет появления на полках их аптек новых товаров, открытия аптек в новых форматах, а также запуска новых видов услуг", — отмечает собеседник издания.
По оценкам Дарьи Пичугиной, аналитика "Инвесткафе", аптечный рынок показывает ежегодный рост в денежном выражении примерно на 10%. Число аптек при этом, по ее словам, сокращается.
Генеральный директор сети "Университетская аптека" Ольга Липина полагает, что рынок Петербурга растет в рамках общей тенденции роста фармацевтического ранка России — это около 13% в 2012 году и около 15% в 2013 году в рублевом исчислении, где 6% — средняя инфляционная составляющая.
Становится тесно
Эксперты называют петербургский аптечный рынок перенасыщенным. "Наблюдается высокая ценовая конкуренция со стороны крупных сетей. К сожалению, на этом рынке останутся только сетевые аптеки, а мелким компаниям придется уйти с рынка в силу нерентабельности бизнеса", — говорит госпожа Пичугина. По ее оценкам, сетевые аптеки в городе занимают около 80% всего рынка.
Топ-3 аптечных сетей Петербурга в 2011 году составляют "Озерки" (25 точек, доля — 16,67%), "Фармакор" (153 точки, доля — 14,11%) и "Первая помощь" (111 точек, доля — 8,21%).
Рынок Петербурга считается одним из самых насыщенных и конкурентных в стране, поэтому федеральные и местные игроки предпочитают развиваться за счет экспансии в других регионах, где концентрация не такая высокая, говорит госпожа Липина. "В Петербурге развитие возможно только за счет строительства аптек в новых спальных районах. Закрываются менее рентабельные точки и открываются новые в более интересных местах", — полагает Ольга Липина. Она рассказывает, что в Петербурге в 2011-2012 годах активно развивались аптечные сети — дискаунтеры, кроме того, многие аптечные сети выделили специальный формат социальных аптек.
Мультиформат в тренде
Холдинг "Фиалка", по словам господина Гортинского, в этом году планирует развиваться экстенсивно и интенсивно. "В этом году мы намерены открыть одну-две аптеки. Кроме того, мы продолжаем работать с ассортиментом. Сегмент биотоваров, который представлен у нас с февраля 2011 года, активно развивается. Мы продолжаем увеличивать ассортиментную линейку", — рассказывает он.
В планах у ООО "Университетская аптека" открытие не менее четырех новых аптек ежегодно. Это будут аптеки принятого для России формата — в торговых центрах с открытой выкладкой, с широким ассортиментом лекарственных препаратов.
Андрей Гортинский отмечает, что в городе популярны, наряду с аптеками-дискаунтерами, аптеки с эксклюзивными товарами и услугами. Приверженность к одному из двух форматов зависит от платежеспособности покупателя. К новым тенденциям на рынке господин Гортинский относит появление аптечных автоматов продаж. Становится актуальным понятие мультиформатности, когда одна и та же сеть создает аптеки под разными брендами — дискаунтеры и более дорогие, со стандартным или эксклюзивным ассортиментом. "Это делается для того, чтобы привлекать разные целевые аудитории", — говорит Андрей Гортинский.
По словам Дарьи Пичугиной, сегодня наблюдается концентрация бизнеса и имеет место не только ценовая конкуренция, но и новые маркетинговые решения. Расширяется ассортимент нелекарственных средств, проводятся ночные распродажи, приводит пример эксперт.
Ожидаемый рост
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", констатирует снижение рентабельности в секторе розничной торговли лекарственными средствами и фармацевтической продукцией. Виной тому — фискальная нагрузка и давление, связанное с ограничением цен на значительную часть ассортимента. "Наряду с неблагоприятными последствиями регулирования рынка, в первую очередь в части введения новых методов контроля над ценообразованием, повышение ставок страховых взносов выступает основной причиной снижения маржинальности. В целом можно отметить, что законодательное регулирование предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, безусловно, сыграло заметную роль в стабилизации ценовой ситуации", — говорит господин Клягин.
Темпы роста цен на лекарственные средства, по его словам, в последние годы ниже. "Что касается влияния регулирования на розничное звено, то нельзя не отметить существенное давление на рентабельность и связанное с этим определенное сокращение ассортимента", — говорит эксперт.
Тем не менее Максим Клягин отмечает, что в целом рынок сохраняет значительный потенциал развития и продолжает демонстрировать довольно высокие темпы роста. По данным DSM Group, по итогам 2012 года объем фармацевтического рынка России составил около 922 млрд рублей в розничных ценах, продемонстрировав рост на уровне 12%. В том числе продажи в коммерческом сегменте (в аптеках) выросли на 15% (до 537 млрд рублей), сегмент парафармацевтики вырос на 14%, госзакупки увеличились на 5%.
"Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе на фоне роста доходов населения и увеличения потребления лекарственных средств темпы роста рынка снижаться не будут и в ближайшие годы сохранятся на уровне 10-12 процентов", — говорит господин Клягин. По его прогнозам, в среднесрочной перспективе положительные результаты можно ожидать от реализации стратегических инициатив в развитии сектора, таких как локализация высокотехнологичных производств, импортозамещение.
Локализация фармпроизводства, по мнению экспертов, остается одним из основных векторов развития индустрии. Господин Клягин отмечает значительный потенциал и высокий уровень привлекательности российского рынка и соответствующую политику регулятора. Уровень развития и эффективность внутреннего производства лекарственных средств на фоне сравнительно невысокого объема инвестиций в данную отрасль в последние годы остается относительно низким, что является основной причиной высокой зависимости рынка от импортной продукции, доля которой в структуре оборота составляет 70-75% в денежном выражении. "Исправление подобных дисбалансов возможно только по мере качественного роста объемов производства, развития инновационных технологий", — говорит собеседник издания. Политика регулятора проводится именно в этом направлении. Госпрограмма реформирования фармотрасли ставит одной из основных задач как раз локализацию производства. Планируется, что в течение десяти лет доля лекарственных средств российского производства вырастет в два раза.
Ольга Липина отмечает, что фармацевтический рынок практически замер в ожидании законодательных перемен. "На данный момент аптечный рынок активно обсуждает новости, которые могут повлиять на расстановку сил на фармацевтическом рынке и отразиться на обслуживании покупателя в аптеке. Речь идет, во-первых, о возможности продажи безрецептурных лекарственных средств в продовольственных супермаркетах, а также обсуждаются поправки в закон "Об обращении лекарственных средств", что в целом должно отразиться на качестве обслуживания покупателей в аптеках", — объясняет госпожа Липина.