Минэкономики уже к октябрю планирует представить новую методику определения цен для производителей жизненно важных лекарств, попадающих под ценовое регулирование. Это будет первый этап в "дорожной карте" введения лекарственного страхования в РФ, отмечают в министерстве. Следующий этап — определение так называемых референтных цен. В Минздраве отмечают, что "работа только началась", подходы еще предстоит совместно выработать, и конкретных сроков введения новой методики не называют, но цели не скрывают: это введение лекарственного страхования.

О том, что к октябрю 2012 года Минэкономики планирует представить новую методику определения цен производителей на жизненно важные лекарства, заявил вчера на конференции "Госрегулирование и российская фармпромышленность-2012" заместитель директора департамента развития конкуренции Минэкономики Дмитрий Тер-Степанов. По его словам, это будет первый этап в "дорожной карте" на пути к лекарственному страхованию.

Цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, которые сильнее всего влияют на снижение показателей смертности и заболеваемости (ЖНВЛП, в 2012 году — 563 международных непатентованных наименования), государство регулирует с апреля 2010 года. Регулирование происходит на базе определения предельной цены производителя и предельных торговых надбавок к этой цене — оптовых и розничных (они зависят от региона). Согласно методике определения цен, российские фармпроизводители могут ежегодно перерегистрировать цены с поправкой на инфляцию или в случае изменения цен на сырье и материалы и накладных расходов. Иностранные производители регистрируют цены на основе данных о минимальных ценах в странах-производителях и государствах, где зарегистрированы препараты. В цену также включаются транспортные и таможенные расходы. Подавать заявления по ценам на следующий год фармпроизводителя должны до 1 октября текущего года.

Представители фармотрасли неоднократно жаловались на несовершенство методики ценообразования и даже, как весной прошлого года, направляли свои предложения по ее совершенствованию президенту. Госрегистрация цен на жизненно важные лекарства неоднократно сопровождалась скандалами. Так, в январе 2011 года Минздрав отказал иностранным фармпроизводителям в перерегистрации цен, обвинив в их завышении и "циничном зарабатывании денег на пациентах". А в ноябре 2011 года Минздрав отказал в перерегистрации цен на 2012 год на уровень инфляции уже отечественным производителям препаратов, что вызвало очередной скандал — тогда фармпроизводители назвали ситуацию "критичной".

Вчера представитель Минэкономики заверил рынок, что у них с Минздравом "есть взаимопонимание", и сообщил, что ведомство, выбранное "в качестве базы для оценки и подготовки предложений по внедрению рефератного ценообразования с перспективой дальнейшего перехода к страхованию лекарственных средств", будет менять методику согласно поручению президента. Минэкономики планирует сделать это к ежегодной волне перерегистрации — то есть к 1 октября. "Все зависит от того, как быстро мы договоримся,— заявил Дмитрий Тер-Степанов.— Нас сильно беспокоит ситуация с доступностью дешевых препаратов. Мы видим по мониторингу Росздравнадзора, что в значительной мере дешевые препараты вымываются из аптек". Будущее ценообразование в Минэкономики видят как "приближение к той ситуации, которая существует в Европе и Америке, когда цены собираются вокруг одной "векторной точки"". Среди других прорабатываемых Минэкономики новаций — заявительная регистрация цен, а также введение одинаковых условий ценообразования для российских и иностранных фармпроизводителей и переход к фармакоэкономике, когда дорогим лекарством лечить эффективнее, чем дешевым, которым пациент несколько недель лечится в стационаре.

В Минздраве пока не столь оптимистичны. "Пока работа только началась. Создана рабочая группа. Прошли первые встречи, и подходы к этому вопросу еще предстоит совместно выработать. Поэтому пока рано говорить о конкретных сроках и изменениях",— заявили "Ъ" в этом министерстве. Впрочем, и в Минздраве признают, что "переход на систему лекарственного страхования необходим", причем возможно использовать как модель лекарственного страхования, так и аналог системы возмещения (когда государство компенсирует "референтную" цену препарата). Отметим, каких-либо дискуссий по поводу сравнительных преимуществ включения расходов населения на лекарственные средства в обязательное медицинское страхование Минздрав не проводил, как не объяснялись и причины отказа от этой меры ранее. Между тем существуют и аргументы против этой системы, в частности, проблемы с ценообразованием, с которыми сталкиваются страны, использующие такой порядок (в первую очередь США и страны ЕС) и вероятные преференции национальным производителям, снижающие их мотивацию к развитию.

Ранее глава Минздрава Татьяна Голикова говорила о возможности введения новой системы в 2015 году. Пока главной проблемой на ее пути является отсутствие финансирования. Как ранее заявлял "Ъ" директор департамента инновационной политики и науки Минздрава Николай Семенов, "вопросы введения лекарственного страхования будут решены в зависимости от увеличения совокупных расходов на здравоохранение". Согласно стратегии развития здравоохранения до 2020 года, речь идет об их росте с нынешних 3,7% ВВП до 5,5%.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments