Выступая на Общественном совете при Росалкогольрегулировании (РАР), глава Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров поставил на трибуну, где обычно стоит стакан воды, бутылку коньяка. И дело не в том, что он пьет только жидкости, содержащие этиловый спирт: г-н Добров хотел показать, как с помощью смартфона прямо в магазине отличить легальную бутылку спиртного от «левака».
В начале 1990-х, когда российский рынок оказался залит целым морем разнообразного спиртного зачастую сомнительного происхождения, любой взрослый мужчина знал народные способы определения подделки. Перед покупкой каждую бутылку водки трясли, рассматривали ровность наклеивания этикетки и т.д. Теперь на смену проверенным «аналоговым» технологиям проверки придут инновационные цифровые.
По словам г-на Доброва, пока существует только идея создания такого приложения, выдвинутая крупными водочными компаниями — членами СПАП. Однако он заверил, что в ближайшее время начнется разработка программного обеспечения для платформ iOS и Android. «Думаю, к ноябрю мы сможем представить разработанную программу», — заверил присутствующих г-н Добров, отметивший, что приложение будет бесплатным и доступным для скачивания в App Store и Google Play.
Новый сервис создается не забавы ради: даже наиболее оптимистично настроенные чиновники, склонные приуменьшать масштаб проблем, признают, что доля нелегальной водки во вполне легальной рознице составляет 25—30%. Конечно, это не означает, что треть продающегося в магазинах алкоголя представляет собой сомнительную жидкость на спирте, разлитую по бутылкам в подвалах. Среди нелегальной продукции значительный объем занимает вполне пристойная с точки зрения качества заводская водка, выпущенная с использованием серых схем без уплаты акциза в бюджет. Однако есть и опасные для здоровья подделки под популярные бренды — как российские, так и импортные.
В Росалкоголе признают, что полностью выдавить нелегальный алкоголь из розницы — задача, для решения которой потребуется время. По планам ведомства, подключение всей розницы к системе ЕГАИС, которая на месте определит происхождение и легальность каждой проходящей через кассу бутылки, запланировано только на второй квартал 2016 года. А пока граждане получат возможность сами проверять историю алкогольных напитков при помощи приложения для смартфонов прямо у полки с алкоголем в магазине.
«Сама идея проверки подлинности алкогольной продукции не нова, — признает г-н Добров. — Еще лет десять назад некоторые компании начали самостоятельно внедрять подобные сервисы — например, при помощи отправки защищенного кода с бутылки по SMS. Внедрение алкосканера позволит добиться унификации, которая позволит проверять всю легальную продукцию. Это возможно делать через считку QR-кода на акцизной марке, так как только акцизная марка есть на всей легальной продукции в обязательном порядке».
Главное препятствие, которое существует на пути внедрения алкоинновации, — невозможность получения информации из ЕГАИС широким кругом частных лиц. Согласно действующему законодательству, доступ к информации из ЕГАИС имеют только юрлица — владельцы алкогольных лицензий и уполномоченные органы госвласти. Внесение соответствующих изменений находится в компетенции правительства, однако поддержка со стороны регулятора поможет ускорить решение этой проблемы.
Представители рынка мобильных приложений приветствуют интерес госорганов к современным технологиям, но сомневаются, что подобное приложение окажется востребовано большим числом пользователей. «Разработка мобильного приложения для решения подобной задачи — идея полезная, тем более что пользователи смартфонов — достаточно обеспеченный класс граждан, которые заинтересованы в качестве приобретаемой продукции, — рассказала РБК daily руководитель отдела маркетинга i-Free Innovations Екатерина Дементей. — Однако реальный объем использования подобного приложения мы оцениваем как достаточно низкий, так как самое главное — это не создание продукта, а его продвижение на рынок, донесение информации о нем до потребителей. Сегодня, в условиях перенасыщенного рынка мобильных приложений, это сделать весьма и весьма непросто, а в особенности госорганам, которые вряд ли имеют большой опыт в решении таких задач».
Не слишком оптимистичен по этому поводу и председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. «Я, честно говоря, сомневаюсь, что это приложение будет востребовано потребителями без какой-либо серьезной рекламной кампании, — заявил РБК daily г-н Шелищ. — Кроме того, в такой услуге вряд ли будет заинтересован тот, кто покупает каждый день свою заветную бутылку. В то же время те покупатели, которые нечасто приобретают алкогольную продукцию, делают это в привычных для себя местах, полагая, что раз их там не обманывали, значит, и не обманут впредь».
В СПАП уверяют, что после разработки мобильного приложения союз займется его продвижением на рынке. «Мы понимаем, что просто сделать программу мало, необходимо, чтобы потребитель был проинформирован об этом», — заверил РБК daily Дмитрий Добров.