Наталья Петровна, директор небольшой сельхозфирмы в поселке Копановка в Астраханской области, привыкла запасать лекарства впрок. В Копановке нет ни одной аптеки, и с больной головой за анальгином надо тащиться 30 км на маршрутке в муниципальный центр. Наталья Петровна сердится: «Сколько раз ставили вопрос об открытии аптеки перед районной администрацией, а все без толку».
Вполне возможно, скоро безрецептурными лекарствами станут торговать в обычных продовольственных магазинах и супермаркетах. В пятницу газета «Фармацевтический вестник» процитировала письмо с таким предложением из Министерства промышленности и торговли в аппарат правительства. Это письмо есть в распоряжении Newsweek: достаточно внести несколько поправок в закон «О лекарственных средствах», и лекарства появятся на прилавках, пишет Минпром.
С тех пор как Минпрому передали функции регулятора торговли, у него крепнет репутация лоббиста интересов крупных торговых сетей. Недавняя борьба вокруг закона о торговле была хорошим примером. Большого общественного смысла в расширении каналов торговли лекарствами пока не видно — по крайней мере в городах: аптеки почти на каждом углу, и все к ним привыкли. В России аптек на душу населения больше, чем в Европе, говорит гендиректор Ассоциации фармпроизводителей Виктор Дмитриев. Зато аптекам придется поделиться прибылью с супермаркетами. Подешевеют в результате этой конкуренции лекарства или нет, пока неясно.
Подешевеют, уверяют в Министерстве промышленности и торговли, и вообще удобно: пошел в магазин и купил все сразу. Магазины лишь будут обязаны не продавать лекарства несовершеннолетним, не использовать маркетинговые приемы вроде «купи одну упаковку — бери вторую в подарок». Магазин должен быть достаточно большим (палаток и павильонов у метро перемены не коснутся) и иметь в штате квалифицированного продавца.
Лекарства будут продаваться в аптечных отделах магазина или в отделенных от остального ассортимента аптечных пунктах. Это не ноу-хау, указывает Минпром: так делают в США и многих европейских странах, например в Италии. Торговать таким образом имеет смысл не всеми безрецептурными медикаментами — их около 2000 в перечне Минздрава, — а только теми, на которые есть массовый спрос и которые не требуют особых условий хранения. Например, противопростудные, желудочно-кишечные средства, биоактивные добавки, витамины.
Минздрав категорически против: процесс самолечения, говорят там, может стать неуправляемым, того и гляди, вырастет количество подделок. Представитель Минздрава продолжает: аптек хватает на всех, и хранить лекарства надо особым образом, и торговать ими должны специально обученные люди. Источник в аппарате правительства не исключает, что предложения Минпрома в итоге будут приняты, но с поправками: магазины обяжут иметь в штате фармацевтов, а список лекарств будет сокращен.
Аптеки, разумеется, не хотят делиться ассортиментом. Торговля безрецептурными препаратами — самое выгодное дело, отмечает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина, затраты, которые несут аптеки, на 70% покрываются за счет прибыли от безрецептурной продажи раскрученных лекарственных брендов.
Неволина опасается, что если разрушить монополию аптек на торговлю этими препаратами, то их рентабельность упадет столь сильно, что они просто начнут закрываться. И тогда возникнет дефицит лекарств по рецептам, которыми торгуют только в аптеках. Минпром взамен предлагает разрешить аптекам торговать новыми товарами: одеждой для новорожденных, санитарной литературой. Но это явно недостаточная компенсация.
В Минздраве указывают, что и с мировым опытом все не так просто. В большинстве европейских стран безрецептурные препараты продаются исключительно в аптеках. В Германии и Британии часть таких лекарств продают в аптеках, часть — в аптеках и магазинах. В Штатах действительно все препараты «без рецепта» можно купить в обычных магазинах, а слово «аптека» — это синоним небольшого универсама. На прошлой неделе такую же систему ввели в Грузии. В малонаселенных регионах Финляндии лекарства продаются даже на почте.
В некоторых странах можно купить аспирин на бензоколонке, признает директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов, но у российской фармацевтики есть особенности. Например, везде корвалол продается по рецепту, поскольку в его состав входит сильнодействующий яд барбитурат, а в России — без: «Кто будет контролировать продажу этих лекарств: консультанты, которые бегают как сумасшедшие по коридорам, или тетеньки на кассе?»
Не исключено, что с демонополизацией торговли лекарствами на них упадут цены. Это может быть сильным аргументом: по июльским данным фонда «Общественное мнение», почти половина опрошенных говорят, что в этом году больше всего выросли цены на медикаменты.
Как раз на прошлой неделе правительство принялось бороться с ценами на лекарства всерьез. Премьер Путин подписал постановление, ограничивающее предельные цены на жизненно-важные лекарства. Их около 600, и в этом списке есть и безрецептурные препараты: например, компливит и арбидол.
Аптечному бизнесу вообще приходится намного чаще согласовывать свои действия с чиновниками, чем другим торговцам. Благодаря различным региональным ограничениям наценка практически на все товары, которые продаются в аптеках, не выше 30%, говорит Мелик-Гусейнов. Ретейлеры к таким правилам игры не привыкли.
Некоторых это даже отпугивает. Гендиректор сети супермаркетов «Азбука вкуса» Владимир Садовин аптечный сегмент пока не изучал и опасается, что он слишком зарегулирован: «Наверное, все-таки лучше, чтобы таблетки продавались в специализированных магазинах». А вот замгендиректора сети гипермаркетов «Мосмарт» Семен Слуцкий считает идею Минпрома очень правильной — он тоже ссылается на Америку. Он бы разместил на прилавке лекарства, которые не лечат болезнь, а снимают боль. Причем нанимать фармацевта для этого не нужно — купить витамины люди смогут и сами.
Продуктовый ретейл может позволить себе устанавливать меньшую наценку за счет эффекта масштаба и более низких арендных ставок, считает аналитик «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина. Вряд ли к лекарствам будут применяться так называемые ретробонусы — когда поставщик заранее платит сетям на случай, если продажи не пойдут. А некоторые бонусы — например, за лучшую полку (место у кассы) — есть и в аптечных сетях.
В любом случае лекарства — аппетитный товар для торговца. Впрочем, не обязательно забирать весь рынок. Вряд ли супермаркеты захотят продавать все 2000 препаратов, считает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко, а вот стойку с 30 бестселлерами многие сделают с удовольствием — потребителю удобно. В Копановке, откуда фермер Наталья Петровна мотается за лекарствами в Енотаевку, большого супермаркета нет, и вряд ли он скоро появится. Но чиновник аппарата правительства обнадеживает: есть шанс, что именно села первыми почувствуют преимущества новых правил.