Рынок российской торговли кардинально меняется. 2022 год и его геополитика привели к падению офлайн-продаж, в то время как еСommerce — напротив — стремительно растет. По предварительной оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, объем цифровых продаж увеличился на 30% в сравнении с 2021 годом. И это несмотря на то, что глобальная трансграничная торговля ушла на второстепенный план, сместив фокус предпринимателей на российскую аудиторию и дружеские страны.
Свои особенности в развитии онлайн-бизнеса отмечают и разработчики интернет-магазинов и маркетплейсов. Виталий Лемков, исполнительный директор Simtech Development, рассказывает:
— Наша компания на международном рынке eCommerce-услуг 17 лет. Мы выводили в онлайн-продажи мотоциклы в Ирландии, эко-товары в Швейцарии, промышленные насосы в России. Когда за плечами 5000 проектов, тонко чувствуешь потребности ритейлеров и их покупателей, есть понимание рынка и ключевых точек развития.
Весной 2022 года после ухода Shopify и SAP Commerce Cloud появился запрос на миграцию интернет-магазинов на отечественный софт. Клиенты не хотели рисковать бизнесом, поэтому оперативно “переезжали” на российские платформы.
Осенью мы отметили появление новых торговых ниш: помимо традиционных продуктов питания, электроники, одежды и товаров для дома в топ востребованных товаров вышли ювелирные изделия, крупногабаритная техника, строительные инструменты, мебель.
Можно сказать, что российская eCom аудитория стала зрелой. Предприниматели постоянно совершенствуют свои онлайн-магазины, делая шопинг комфортным и приятным. А покупатели спокойно приобретают дорогостоящие, технически сложные, а порой и экзотические товары.
В ближайшие 2-3 года онлайн-торговля будет стремительно расти, новый импульс в развитии получат рынки Ближнего Зарубежья: Узбекистан, Казахстан, Таджикистан. Что касается Европы и Америки, то, несмотря на просадку трансграничной торговли в 2022 году, ситуация будет выравниваться. Как говорят иностранные бизнесмены: nothing personal, it’s just business. Политика будет уходить на второй план. На первый вернется потребность работать и зарабатывать.
Новая волна маркетплейсов
Главный тренд 2023 года — развитие маркетплейсов, и если ещё недавно идея стартовать маркетплейс казалась российскому предпринимателю вызовом, то сегодня 7 из 10 клиентов Simtech Development приходят с запросом разработать именно маркетплейс, а не интернет-магазин.
Расцвет региональных и нишевых маркетплейсов
Онлайн-предприниматели больше не пытаются угнаться за мультипродуктовыми гигантами типа Wildberries или Ozon. Фокус смещается на нишевые и региональные маркетплейсы, которые пусть и не охватывают такого количества товаров, зато развиваются стабильно и постепенно.
В данный момент мы работаем над российским маркетплейсом Wallsoul: на этой площадке художники будут продавать картины ценителям искусства. Новая и быстро развивающаяся ниша в электронной коммерции.
Приведу пример и регионального маркетплейса: пару лет назад, как раз в разгар пандемии, в Simtech разработали udm.market — торговую площадку для поставщиков из Удмуртской республики. Тогда вендоры объединялись, чтобы выжить в условиях кризиса. Сегодня — чтобы масштабировать продажи на глобальный рынок. Спустя 2 года на маркетплейсе работают около 450 продавцов, среди которых самозанятые, ИП и даже промышленные заводы.
Куда целится бизнес-сообщество
Российская бизнес-среда трансформируется. Внешние ограничения поставили перед ритейлерами немало проблем с платежными системами, логистикой, рынками сбыта. Но в то же время заставили развивать IT-технологии:
- Осваивать российское ПО
- Внедрять CRM и ERP-системы для автоматизации бизнес-процессов
- Запускать цифровые каналы продаж
Первые два окупят инвестиции не раньше, чем через полгода-год. Разработка eCom продукта займет столько же, но в отличие от софта и систем автоматизации, онлайн-магазин способен зарабатывать деньги уже спустя пару месяцев после запуска. Это возможно при условии, что владелец бизнеса не ждет полной готовности продукта, а запускает MVP-версию магазина, ограниченную базовым функционалом. Со временем она развивается, дополняется новыми возможностями, но корректировки не мешают магазину работать в обычном режиме.
Запустить MVP можно быстро: за короткий цикл в 60 дней команда Simtech Development создаст интернет-магазин или маркетплейс с индивидуальной визуальной стилистикой, интеграцией с платежной системой и сервисом доставки. Мы также поможем наполнить каталог товарами и запустить стандартный процесс покупки: с момента посещения покупателем сайта — до оформления заказа.
Боли предпринимателей
Весной 2022 года в Simtech провели собственное исследование среди клиентов, обратившихся впервые. Основной вопрос был такой: какие страхи мешают начать бизнес в онлайн?
И вот еще один тренд: в период экономической турбулентности предпринимателям мало идеи — они хотят быть уверенными в прибыльности онлайн-магазина. Это подтолкнуло нас к созданию новой услуги — Proof of Concept, или “Доказательство бизнес-гипотезы”.
Это погружение экспертов Simtech Development в кейс заказчика и проработка следующих вопросов:
- как должна выглядеть концепция развития интернет-магазина/маркетплейса на базе идеи клиента, чтобы быть успешной;
- варианты монетизации — на чем может зарабатывать онлайн-магазин;
- где зоны риска и как их обойти;
- как взаимодействуют пользователи между собой (сценарии поведения покупателей, их взаимодействие с продавцом, управление процессами внутри магазина);
- как выстроить маркетинговую кампанию в бизнес-реалиях клиента.
Услугу “Доказательство бизнес-гипотезы” часто используют для поиска потенциальных инвесторов. Сейчас эксперты Simtech Development работают с федеральной логистической компанией, которая начала создавать свой продукт именно с этой услуги. Мы подготовили анализ, положительная оценка бизнес-менеджера была презентованы инвесторам, и те выделили финансирование. Теперь проект на стадии разработки MVP, и уже весной 2023 года выйдет релиз.
Что лучше: PoC или MVP?
Решать вам, но для начала определитесь с целями и сравните базовые характеристики.
Чтобы лучше разобраться в особенностях PoC и MVP, посмотрите вебинар “Как запустить собственный маркетплейс за 2 месяца”.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.