Сообщает Андрей Ибраев, руководитель направления «Мерчандайзинг» компании Leader Team 

Десять лет назад рынок российского мерчандайзинга был, мягко говоря, «диким». Как обстоят дела сейчас?
 

Сейчас уже не надо никому объяснять, что это за явление, и доказывать, что мерчандайзинг необходим, – все поняли. Правила «золотой полки», на которой лежит самый продаваемы товар, также прекрасно известны маркетологам. Что касается ситуации на российском рынке – то да, бизнес мерчандайзеров стал более цивилизованным. Если раньше нередким было явление, что маркетинговые агентства создавались специально под какую‑то сеть и безраздельно там властвовали, то сейчас и производители, и сами магазины такого не допускают. Поэтому повысилось качество и конкурентоспособность услуг. 

Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы для развития мерчандайзинга в нашей стране?

Нужно сказать, что эта сфера услуг всегда будет востребована и кризис ее объемов не уменьшит, ведь у производителей не пропадет желание продавать товар. Другое дело, что сейчас компании стараются минимизировать расходы, в связи с чем сокращают свой штат мерчандайзеров и обращаются к услугам агентства. Это выгоднее и дешевле.

 Как изменится качество? 

Сейчас у производителей и сетей магазинов ярче прослеживается тенденция к улучшению качественного состава мерчандайзеров. Например, в 2001 году в штате компании, которая была монополистом на этом рынке, в штате работало 80 % «мерчей» с высшим образованием. Со временем ситуация сильно ухудшилось. Сейчас, в основном, эти должности занимают приехавшие из стран ближнего зарубежья люди со средним образованием. Почему так происходит – понятно, ведь существующий уровень оплаты труда мерчандайзеров не позволяет нанимать другой персонал. Тем не менее, производители хотят видеть у себя в штате более адекватных людей. Скорее всего, мы придем к тому, что уровень оплаты труда будет увеличен, но и функциональные обязанности возрастут – мерчандайзер одновременно будет являться и торговым представителем. 

Не секрет, что на Западе уже сейчас так происходит.

Совершенно верно. Там мерчандайзер ездит по городам, консультирует сотрудников торгового зала, работает с планограммами. Параллельно он берет на себя функции торгового представителя и способствует организации новых заказов, тем самым увеличивая объем продаж. 

 А как у них? Опыт западных стран

 Занято! Прилавочные витрины необычной конструкции не позволят вернуть покупку на место, даже если вы просто решили повертеть ее в руках. Например, взяли с полки банку с икрой, чтобы почитать состав. А на ее место сразу же упала другая – получается, что место занято и положить ее обратно нельзя. Мало кто решится поставить ее на пол и обратиться к консультантам за помощью – большинство, наоборот, положат ее в свою корзину. 

Шоу «За стеклом». Во многих европейских супермаркетах торговые залы отделены от подсобных помещений стеной из стекла. Покупателям становится видно, чем занимается персонал магазина и как готовит товар к продаже. Смысл этого «подглядывания» в том, что человек понимает, что товар свежий и принимает решение о покупке. 

Все по $ 1. Русский аналог «все по сто», когда человек расслабляется из‑за низкой цены и начинает покупать все подряд. В итоге получается, что тратит он больше, чем запланировал. Если в России этот принцип применяется только в маленьких торговых точках, то в Европе и США существуют целые гипермаркеты с товарами по одинаковой низкой цене. 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments