Издательский Дом Retailer в рамках «Retailer congress 2011. Торговая недвижимость» презентовал рейтинг 10 лучших торговых центров, для составления которого было опрошено около 80 представителей розничных компаний. *
Первое место в рейтинге занял московский ТРЦ «Европейский» (девелопер ЗАО «Киевская площадь»). По мнению 20% опрошенных, главные достоинства ТРЦ — удобное месторасположение, продуманная концепция и взвешенный подход в работе с арендаторами.
«Это самый известный торговый центр в России, — прокомментировала свой выбор Татьяна Космачева, федеральный менеджер по аренде группы DNS. — Даже жители регионов наслышаны про данный проект. Там всегда «бешеный» покупательский поток. Станция метро выходит сразу в ТРЦ, рядом вокзал, также есть удобная парковка».
«Арендодатель все время генерирует интересные маркетинговые акции (например, ночь распродаж), а также проводит замеры посещаемости и каждый месяц присылает результаты на диске. Для нас это очень удобно — можно совмещать со своими данными», — отметил Александр Некипелов, генеральный директор «Бельпостель».
Второе место с небольшим отрывом занял петербургский ТРЦ «Галерея» (девелопер Meridian Capital CIS Fund (СК Бриз), набравший 19% голосов. Свою позицию ритейлеры объясняли, прежде всего, удачной локацией и продуманным пулом арендаторов проекта, а также отмечали и архитектурные достоинства комплекса и развлекательную составляющую.
«Галерея», на мой взгляд, самый хороший торговый центр: он расположен в центре города, до него можно легко добраться на машине и на метро, — заявила Мария Хохлова, директор по маркетингу «Ив роше». — Хороший подбор арендаторов — марки для всех кошельков, все логично расположено. Есть и развлечения — можно провести целый день, покупать, гулять и наслаждаться».
На третьем месте оказался московский «Метроплис» (девелопер ГК Capital Partners). Лучшим этот комплекс считают 18% розничных компаний, принявших участие в опросе. «Главные достоинства «Метрополиса» — удобное расположение и грамотная концепция: в числе арендаторов интересные сетевые проекты и новые бренды, только что вышедшие на рынок», — считает Евгений Капустин, директор по развитию «Белый ветер Цифровой».
Четвертое место (17% голосов) ритейлеры присудили сети торговых комплексов «Мега», которые развивает на территории России ООО «Икеа Мос». Основным достоинством, по мнению участников опроса, является «самодостаточность» этих ТЦ — в них представлены все виды товаров и услуг. Денис Котов, генеральный директор сети «Буковоед», также отдал должное способности проекта «генеририровать огромный поток в не очевидном месте», что, по его мнению, говорит «о грамотном управлении».
Другие участники Топ10 ТЦ следуют за лидерами рейтинга со значительным отрывом. Так, на пятом месте оказался петербургский «Гранд Каньон» (девелопер «Джи Си девелопмент груп»), за который отдали свои голоса 6% опрошенных. В числе главных достоинств назывался грамотный набор брендов и транспортная доступность, а также наличие зона развлечения и покупок для детей.
Шестое и седьмое место разделили два московских торговых комплекса — Vegas (девелопер Crocus Group) и «Атриум» (девелопер ЗАО «Объединение Ингеоком»). За них проголосовали по 5% опрошенных. По словам участников опроса, «Атриум», помимо удачного расположения в центре Москвы, отличается также удобной планировкой, и современной концепцией. ТЦ Vegas, расположенный на выезде из города, представляет собой не просто торговый объект, а «гармоничное пространство для отдыха всей семьей».
Восьмое место занял петербургский ТК «Сенная» (концерн «Питер»). По мнению 4% опрошенных именно этот торговый центр является одним из самых лучших в стране: в нем представлены все виды товаров и услуг, вдобавок он располагается в историческом центре города.
Девятое и десятое места разделили два региональных торговых центра — волгоградский «Мармелад» (девелопер ГК «Макси») и воронежский «Сити-парк «Град» (девелопер ГК «Хамина»), набравшие по 3% голосов. В первом, по словам опрошенных, есть своя сбалансированная политика привлечения арендаторов. «Не дискаунтеры и не элита, которая отпугивает региональных покупателей», — прокомментировал Владимир Слепов, генеральный директор сети магазинов подарков «Коралл». «Град» в Воронеже — это суперрегиональный формат, концепция которого предусматривает рекреационную зону, океанариум. Грандиозная задумка!», — отмечает Игорь Барсуков, генеральный директор Lady&Gentelman Сity.
В ТОП10 торговых центров не вошли, но были названы в числе лучших, такие торговые центры, как «Атлантик Сити» (Санкт-Петербург), «Французский бульвар» (Санкт-Петербург), «Макси» (Сыктывкар), «Речной» (Москва), «Комсомолл» (Екатеринбург), «Рио» (Москва), «Горизонт» (Ростов-на-Дону), «Охотный ряд» (Москва), Tsvetnoy (Москва), «Пушкинский» (Курск), «Иридиум» (Зеленоград), «Фестиваль» (Москва), «Речник» (Москва), «Весна» (в разных городах), «Фокус» (Челябинск), «Мадагаскар» (Тольятти), «Аура» (Новосибирск), «Невский центр Стокманн» (Санкт-Петербург), «Радуга» (Санкт-Петербург), «Атмосфера» (Санкт-Петербург), «Июнь» («Санкт-Петербург»), «Роял парк» (Новосибирск), «Я» (Кемерово), «Континент» (Новокузнецк), «Армада» (Оренбург), «Золотой Вавилон» (Москва).
* Участникам опроса было предложено назвать несколько самых удачных, на их взгляд, торговых центров, поэтому сумма долей превышает 100%.
Скачать пезентацию "Топ 10 лучших торговых центров, по мнению ритейлеров"