Предприятия пищевой промышленности работают в зоне повышенного риска. Убытки из-за отзыва некачественной продукции могут разорить даже очень солидные компании. Однако и эти потери можно минимизировать.

Трагедия, связанная с зараженной кишечной палочкой пищевой продукцией и гибелью людей в результате ее потребления в Европе, с каждым днем получает развитие. По данным средств массовой информации число жертв уже достигло 14 человек, а количество потребителей, здоровью которых причинен вред, уже превысило 1000. Все больше стран вводит запрет на импорт огурцов из Германии и Испании, где были зафиксированы летальные исходы в результате потребления зараженной продукции.

Случаи, когда некачественные продукты питания  появляется на прилавках магазинов, происходят в разных странах. Ведь логистическая цепочка от производителя товара до конечного потребителя может быть очень длинной, а количество и разнообразие негативных факторов, которые могут повлечь порчу продукции и, в конечном счете, привести к гибели людей, поражает воображение. Например, овощи и фрукты на сельскохозяйственных полях могут подвергаться обработке пестицидами, во время транспортировки они могут быть загрязнены чистящими средствами. Рыбные и мясные продукты могут испортиться в результате неправильного режима хранения на складе, а при их обработке (в печи, на сушильных установках) образуются канцерогенные полициклические углеводороды, которые представляют особую опасность для жизни и здоровья людей. Случается, что в ходе производства и переработки в пищевые продукты попадают инородные тела — стекло, камень, фрагменты пластика, металла и т.д. При этом на любом этапе антисанитария может стать причиной проникновения в пищевые продукты бактерий, а именно штаммов кишечной палочки, сальмонеллы, листерии и т.д.

Факторы риска. Чем подобные происшествия могут обернуться для производителей пищевой продукции — очевидно. Один отзыв продукции способен не только лишить компанию прибыли, но и подорвать ее финансовую устойчивость, нанести серьезный удар по имиджу. В результате компания просто может прекратить деятельность. Подобные случаи известны. Так, в 2007 году один из крупнейших американских производителей мясных котлет для гамбургеров — компания Topps Meat Company LLC, основанная в 1940 году, — прекратила существование. Причиной послужил один из крупнейших в истории США отзывов продукции. После того как в реализованной продукции была обнаружена кишечная палочка и зафиксированы десятки случаев отравления потребителей, с рынка было отозвано 21,7 млн фунтов замороженной продукции. Компания была вынуждена прекратить производство и уйти с рынка по требованию Министерства сельского хозяйства США по причине плохого контроля качества на производстве.

Другой крупный отзыв продукции связан с Cadbury Schweppes Plc., которая специализируется на производстве шоколадной продукции. В 2006 году компания вынуждена была отозвать с рынка более миллиона плиток шоколада вследствие обнаружения в продукции штаммов сальмонеллы. Размер расходов, которые понесла компания в связи с отзывом продукции, превысил 30 млн фунтов стерлингов.

Подобные случаи всегда привлекают повышенный интерес СМИ. В результате таких ЧП может быть подорвано общественное доверие к соответствующей продукции, да и имидж самого предприятия. Так что компании придется потратиться не только на отзыв и замену продукции, но и на восстановление деловой репутации и доверия к продукту.

Впрочем, этих затрат можно избежать. Для защиты имущественных интересов предприятий пищевой отрасли страховщики разработали специальный  полис – страхование продукции от порчи (Contaminated Product Insurance). Для российского рынка это достаточно новый вид страхования. Большинство компаний, работающих в пищевой индустрии, знакомо со страхованием ответственности товаропроизводителя и поставщика услуг перед третьими лицами.  Этот полис позволяет компенсировать убытки людям, пострадавшим от некачественной пищевой продукции, но он не компенсирует расходы, связанные с отзывом

Под страховым покрытием. Полис страхования продукции от порчи поможет уменьшить негативные последствия, связанные с необходимостью отзыва ее с рынка. При этом порча продукции может быть как случайной, так и злоумышленной. Случайная порча трактуется как неумышленное загрязнение, порча или неправильная маркировка застрахованной пищевой продукции, произошедшие во время или в  результате производства, подготовки или обработки продукции.

Под злоумышленной порчей понимается умышленное и неправомерное изменение или порча пищевой продукции с целью сделать ее непригодной либо опасной для ее предполагаемого использования или создать у общественности видимость этого.

Важно, что злоумышленниками в этом случае могут быть как работником самого страхователя (например, из-за личных обид на руководство или неправильной политики компании по отношению к сотрудникам), так и совершенно посторонние лица. Например, в 2006 году южно-корейское подразделение одного из крупнейших мировых производителей безалкогольных напитков было вынуждено отозвать с рынка около 40 тыс. ящиков с напитком после поступления от неизвестного требования выкупа в размере $2,1 млн и угрозы заражения продукции в случае невыполнения данного требования. Компания немедленно заявила об угрозе в полицию, однако на юге страны был зафиксирован случай отравления потребителем, который впал в кому после употребления напитка. Расходы, связанные с отзывом продукции, составили $2 млн, а расходы в результате перерыва в производстве превысили $28 млн.

Вымогательство, связанное с порчей продукции, по договору страхования рассматривается как угроза совершения злоумышленной порчи в отношении застрахованной продукции, доведенная до сведения страхователя с целью получения выкупа.

Какие конкретно расходы покрывает полис?  Прежде всего,  непосредственно  связанные с отзывом зараженной продукции: транспортные издержки, затраты на привлечение дополнительной рабочей силы и специалистов, сверхурочные выплаты штатным служащим, затраты на аренду дополнительных складских помещений для хранения отозванной продукции, расходы на утилизацию и уничтожение отозванной продукции. В покрытие можно включить стоимость сообщений в СМИ, маркетинговых материалов, расположенных в местах продаж.

Важно и то, что полис покрывает и расходы специализированных (как правило, международных) консалтинговых компаний: при наступлении страхового случая такие компании возьмут под контроль всю процедуру урегулирования инцидента и помогут грамотно выстроить взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами: государственными органами, потребителями, партнерами, конкурентами, СМИ и т.д. Они же помогут разработать план урегулирования инцидента в зависимости от его масштаба и характера и комплекс мероприятий по восстановлению деловой репутации компании.

Надо учесть, что ущерб будет компенсирован как в случае добровольного отзыва продукции (по инициативе страхователя), так и в случае принудительного — по инициативе государственных органов. Эту сферу регламентирует ряд российских документов. Федеральные законы «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О защите прав потребителей» устанавливают обязанность изготовителя и продавца продукции отозвать ее с рынка, если она небезопасна для потребителя. А закон  «О техническом регулировании» указывает на характер расходов, которые владелец некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачивает в случае их отзыва.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments