Крупные торговые сети, в особенности FMCG-сегмент, категорически не стремятся в Крым. Зато активность начали проявлять обувные ретейлеры. Несмотря на все сложности логистики, неопределенность с политическим статусом территории и правами на недвижимость, которые блокируют приход лидеров российского рынка на новообретенную Россией территорию, фэшн-сегмент постепенно начинает покорять полуостров.

Кто в игре

В начале июня обувная сеть Zenden открыла в Симферополе первый магазин площадью 455 кв. м. Владелец компании Андрей Павлов рассказал Retailer.RU, что не видит никаких проблем для работы в Крыму: персонал, логистика и торговая недвижимость обеспечивают нормальную работу магазинов. Разницу работы и покупательской способности на полуострове и на континенте Андрей Павлов не наблюдает, по его мнению, города Крыма не сильно отличаются от Ростова-на-Дону и Сочи.

Помимо развития розницы, Zenden планирует строительство фабрики в Евпатории за 302,2 млн руб. и планом производства 1 млн пар в год. "Это покроет примерно 5% потребностей сети, а также позволит шить обувь для сторонних заказчиков, в том числе, гипермаркетов METRO и "Ашан" и обувных сетей", — рассказал Андрей Павлов.

Николай Московкин, коммерческий директор обувной сети "Эконика", рассказал, что его компания будет изучать этот регион в 2016 г. "Эконика" запланировала оценку покупательской способности для сегмента, в котором работает ретейлер (средний – средний+), и потенциал Крыма с точки зрения наличия качественных торговых площадок, развития транспортной доступности, арендных ставок. "Если по всем этим показателям увидим нужные нам данные, будем принимать решение об открытии нового салона. Пока какие-то более конкретные выводы делать рано", — говорит Николай Московкин.

По странному стечению обстоятельств, самые амбициозные планы на Крым именно у обувного ретейла, преимущественно бюджетного. Среди крупных сетевых обувных ретейлеров в регионе уже работают Kari c семью магазинами, франчайзинговые магазины компании "Центробувь" и сеть Obuv.com (девять магазинов). От комментариев руководители компаний отказались. Представители обувных сетей Ralf Ringer и Salamander рассказали, что Крым в качестве нового региона для развития не рассматривали.

Количество представленных в регионе ретейлеров пока минимально. В местных ТРЦ сейчас открыты магазины DNS, Эльдорадо, но наиболее широко представлен сегмент "фэшн": группа Inditex, Incity, Kira Plastinina, "Твое". Правда, большинство из них работает там со времен Украины, и сейчас о планах по расширению пока не часто рассказывают.

Риски и перспективы

Наталья Паули, представитель компании "Обувь России", уже работающей на полуострове, считает Крым перспективным регионом, там не так широко представлены крупные федеральные сети, уровень развития торговли отстает от общероссийского, много неосвоенных ниш. Но все равно указывает на ряд моментов, которые усложняют выход розничных компаний в этот регион.

"Прежде всего, это вопрос логистики — сейчас для доставки товара можно использовать самолет или паром. Однако доставка паромом — более рискованный способ и требует больше временных затрат. В сезон оперативность доставки товара для нашего рынка — ключевой момент, — рассказывает Наталья Паули, — например, мы в основном доставляем автотранспортом (на него приходится 85% наших перевозок), поскольку это гораздо быстрее и можно доставлять "от двери к двери". Поэтому наличие автомобильного сообщения с Крымом — принципиальный момент".

Еще один важный момент, который необходимо учитывать, — это особенности рынка. Прежде всего они обусловлены климатом: это южный регион, здесь другие границы сезонов, поэтому востребован другой ассортимент, и средний чек отличается. "Например, у нас 50% продаж приходится на зимнюю обувь, и стоит она в два раза дороже летней, при этом такая обувь в Крыму не востребована. Значит, и средний чек будет в два раза меньше. Однако, сетям можно выиграть на невысокой аренде — все-таки арендные ставки в Крыму ниже, чем в большинстве крупных городов России" — оценивает Наталья Паули.

И конечно, все еще остается ограничением статус Крыма, в качестве российской территории его признали далеко не все страны, и это останавливает ретейлеров. "Компании, которые активно привлекают финансирование на открытом рынке капитала, несут репутационные риски — не всегда инвесторы будут положительно реагировать на планы компаний по выходу на рынок Крыма, поскольку есть вероятность введения санкций со стороны других государств", — констатирует представитель "Обуви России". 

Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group, видит ситуацию по-другому. По ее мнению, в регионе налицо отсутствие большого разнообразия торговых центров привычных в России форматов, а также обилие нецивилизованной торговли в формате рынков. Также ретейлеры сталкиваются с очень низким спросом, который является следствием низкой покупательской способности населения.

"Даже сейчас средняя зарплата в Крыму по разным источникам составляет от 18,4 до 21,3 тыс. руб., что в три раза меньше средней зарплаты по Москве", — оценивает Ануш Гаспарян. Основным ценовым сегментом, внутри которого будут совершаться покупки, долгое время будет оставаться бюджетный. "Деньги в Крыму есть, в Севастополе хорошие зарплаты, много военных, много военных пенсионеров с высокими пенсиями", — парирует эти доводы глава Zenden Андрей Павлов.

"У любых ретейлеров-"первопроходцев" будут как свои преимущества (лучшие торговые площади, закрепление в сознании покупателей), так и потери (затраты на поиск и создание подходящих помещений, грамотную рекламу и маркетинг, на конкуренцию с нецивилизованной торговлей — рынками)", — подводит итог Ануш Гаспарян.

Планов пока нет

В 2014 г. испанский одежный ретейлер Inditex, который планировал открыть шесть магазинов в ТРК "Меганом" в Симферополе, решил отказаться от этих намерений. Также в Крыму прекратил свою деятельность крупнейший обувной ретейлер MTI, работающий в среднем ценовом сегменте, которому принадлежали мультибрендовые магазины Intertop, Intertop Kids, Plato, монобрендовые сети обуви и одежды Clarks, Ecco, Geox, Skechers, Timberland, Armani Jeans, Atelier de courcelles, Marc O’Polo, NOA NOA, Napapijri, Lee/Wrangler, а также сеть ювелирных бутиков Pandora, представленная украинским дистрибьютором. 

Развивающая в России бренд Pandora компания «Панклуб» рассматривает возможность возвращения магазинов бренда на эту территорию. Генеральный директор Ольга Еремеева рассказала, что из-за неопределенности статуса Крыма все зависит от решения руководства датской компании держателя франшизы Pandora.

Ранее в СМИ председатель Ассоциации "Содействие торговле Крыма" Сергей Макеев сетовал на недостаточное количество супермаркетов в регионе. Доходит до того, что муниципальные власти вынуждены сами открывать продовольственные магазины.

В Евпатории начали работу магазины муниципальной торговой сети "Лукошко", с ассортиментом из социально значимых продовольственных товаров по низким ценам. Проект развивает муниципальное предприятие "КурортТоргСервис". Эти магазины очень далеки от современных стандартов сетевой торговли в России, но, видимо, это единственный возможный ответ на недостаток качественных магазинов с грамотной логистикой и технологиями продаж.

"По той статистике, которая есть на сегодня, в Москве 80% рынка продовольственных товаров занимают сетевые магазины, в Санкт-Петербурге — 70%. У нас этот показатель ниже 20%. Остальное — это мелкие магазинчики и рынки, — оценил рынок Сергей Макеев в интервью "России Сегодня". — Крупные компании пока не спешат идти в Крым, переговоры ведутся, но это такие монстры рынка, что Крым для них стратегически мелковат получается".

Представитель торговой сети "Лента" Яна Могилева рассказала Retailer.RU, что в ближайшие два года в планах компании экспансии в Крым нет. "О’Кей", "Магнит", Х5 и "Дикси" на вопрос Retailer.RU о планах работы в Крыму не ответили.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments