Значительную долю всех уплаченных налогов владелец ГК "Кировский" перечислил в бюджет Екатеринбурга. И он уверен, что так поступают многие предприниматели: платят там, где зарабатывают. Почему это нужно делать обязательно, а также о том, как сетевики выживают в кризис, — он рассказал в интервью Порталу 66.ru.
Администрация Екатеринбурга в очередной раз назвала президента группы компаний "Кировский" лучшим налогоплательщиком города: диплом с благодарностью "За обеспечение роста платежей в бюджет муниципального образования "Город Екатеринбург" и активное участие в социальных мероприятиях" Игорю Ковпаку вручил сити-менеджер Александр Якоб.
Два дня спустя губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, в свою очередь, вручил Ковпаку знак "Жизнь во благо" за активную благотворительную деятельность в регионе.
О том, что значат для него эти награды, почему бизнес должен платить налоги там, где зарабатывает, заниматься благотворительностью, как предприниматели бьются за покупателей и когда, наконец, упадут цены, глава "Кировского" поговорил с журналистом 66.ru.
— ГК "Кировский" уже не первый год называют лучшим налогоплательщиком Екатеринбурга. Сколько ваша компания перечислила в бюджет города?
— В региональный и федеральный бюджет — более 1,7 млрд руб. Екатеринбургу — более 100 млн. "Кировский" работает здесь и налоги платит тоже здесь. Я и мой сын Лев тут живем, получаем доходы здесь — и налоги тоже платим здесь. Свердловская область дала мне всё, и я стараюсь отплатить тем же родному региону. Я знаю, что эти деньги пойдут на новые дороги и строительство школ.
Кто-то, конечно, переводит деньги, например, на Кипр и платит там налог 5%, а не 13% в нашу федеральную казну. И это тоже законно. Я мог бы делать также, но этого не хочу. Я родился и живу здесь.
— За 28 лет "Кировский" вырос в сеть с 174 магазинами в 22 городах Среднего Урала, у вас работает 11 тысяч человек. Учитывая непростую экономическую ситуацию в стране, планируете ли вы проводить оптимизацию и сокращать персонал?
— К сожалению, сейчас нельзя знать наверняка. Надеемся, до этого не дойдет, но всё зависит от того, как будет складываться ситуация дальше.
— На фоне кризиса в стране активно популяризируют импортозамещение. "Кировский" задолго до этого запустил проект "Выбирайте наше — местное" и стал сотрудничать со свердловскими производителями. Как после введения продуктового эмбарго изменилась жизнь местных поставщиков?
— У отечественных производителей появилось больше возможностей выпустить и продать свой товар, но в то же время у покупателей теперь меньше возможностей сделать выбор. К тому же вопросы к качеству остаются: не все выпускают хорошую продукцию, хоть и конкурентов у них убрали. Тем не менее свердловские производители выпускают отличную птицу, яйцо, колбасы, молочную продукцию и другие продукты — это лидеры рынка.
— Бизнес чувствует, что доходы населения упали?
— И "Кировский", и другие ритейлеры почувствовали снижение покупательской способности в конце 2015 — начале 2016 года; еще в 2014-м все шло по инерции, но последний год мы чувствуем это достаточно четко. При этом в "Кировском" отбивается 220 тысяч чеков в день — так было в прошлом году, так происходит и сейчас.
— Как нынешняя покупательская способность сказывается на торговле?
— Во-первых, идет жесткая конкурентная борьба между сетевиками: все друг у друга контролируют цены, соревнуются между собой, демпингуют. Во-вторых, все сильные ритейлеры проводят акции и жестко бьются с поставщиками за цены. Скажем прямо: крупным сетям легче выживать.
Но важно, чтобы все эти сети не только зарабатывали здесь, в Свердловской области, но и платили налоги тут же. Сейчас владельцы иностранных и федеральных сетей платят их у себя, а не по месту получения доходов — в Свердловской области. Закон это позволяет.
— Накануне Гордуме Екатеринбурга пришлось вносить изменения в бюджет города: из-за кризиса и низких зарплат доходная часть бюджета снизилась на 93 млн руб. Если бы законодательство обязывало ритейлеров платить по месту работы, в казну нашего города поступало бы намного больше средств?
— Бюджет любого города наполняется в основном за счет НДФЛ и налога на прибыль. Другие виды налогов имеют меньший удельный вес, а НДС — вообще федеральный. Именно эти деньги тратятся на дороги, строительство школ, коммунальные сети, хозяйственные нужды. Сейчас не самые лучшие экономические времена, поэтому по удельному весу самый большой налог — на доходы физических лиц. Однако и налог на прибыль формирует значительную часть казны. Моя позиция — бизнес должен платить налоги там, где он зарабатывает.
— Главный вопрос, который интересует людей: почему цены на продукты растут и когда это прекратится? По данным проекта 66.ru "УралСтатЕда", за последние три месяца ценники в магазинах неизменно повышаются, несмотря на то что Росстат отчитывается о снижении инфляции.
— Мы знаем, что если выставлять большие цены, то покупатели "проголосуют ногами" — попросту уйдут туда, где дешевле. Поймите, торговля заинтересована не в том, чтобы поднять цену, а в том, чтобы продать товар: выгоднее продавать больше, но дешевле, чем дорого и мало. Большой сети легче получить хорошую цену от поставщика из-за большого объема закупа.
Что касается цен, то, как правило, в летние месяцы они стабилизируются, а на овощи-фрукты даже падают. А вот что будет осенью — никто сказать не может.
— На прошлой неделе Центробанк снизил ключевую ставку на 0,5% — до 10,5%. Как это повлияет на бизнес и экономику России?
— Такое решение Центробанка говорит в первую очередь о том, что экономика стала более устойчивой. Хоть и нельзя сказать, что сейчас мы рванем вперед, но видно, что правительство взяло под контроль состояние экономики, ее падение остановилось. Будем надеяться, что худшее позади, наступил период относительной стабильности и уровень жизни населения будет восстанавливаться.