Большинство одежных сетей, опрошенных Retailer.RU, завершили минувший год лучше или на уровне 2008 г: показатели розничных продаж в декабре 2009 г. оказались выше, чем данные последнего месяца 2008 г., когда кризис только стартовал. Ритейлеры считают, что острая фаза кризиса уже позади, и закупают новые коллекции в полном объеме.
Декабрьские продажи у сетей, торгующих одеждой, оказались на 20% выше,чем в аналогичном периоде 2008 г., рассказала эксперт рынка Мария Сморчкова, генеральный директор Ассоциации предприятиий индустрии моды(АПРИМ). «Рост продаж связан, в первую очередь, с отложенным спросом прошлого года,когда люди ничего не покупали. Также это связано с низкими продажами в ноябре -в процентном соотношении с декабрем они были намного ниже,чем это бывает обычно. Люди копили, откладывали, ждали распродаж», — говорит Мария Сморчкова.
Ряд игроков рынка объяснили рост в декабре прошлого года холодной погодой. «Для нашей сети декабрьские продажи были очень хорошими, благодаря по-настоящему зимней погоде, которая установилась на территории России, — отметил Сергей Агибалов, управляющий делами ГК «Спортмастер». — Мы очень давно ждали такую зиму и готовились к ней. Зима показала, что российский потребитель готов заниматься спортом, отдыхать на свежем воздухе и приобретать для этого самую различную экипировку. Поэтому продажи взлетели вверх, но когда были сильные морозы, продажи приостанавливались».
Подобный погодный тренд, повлиявший на покупательское поведение, подтвердила и Ксения Рясова, руководитель компании Ruventa OY, развивающей сеть магазинов одежды Finn Flare: «Продажи в декабре были великолепными из-за сильного похолодания. И все, что не было продано в сентябре, октябре и ноябре — ушло в декабре. Хотя традиционно у нас лучший месяц — ноябрь, но в прошлом году самые высокие продажи были в декабре. Если сравнивать с аналогичными месяцами 2008 г., то мы наблюдали прирост», — говорит Ксеняи Рясова.
По словам Сергея Агибалова, продажи сети «Спортмастер» в декабре прошлого года остались на уровне декабря 2008 г. «В январе продажи были хуже, чем в декабре. В этом году мы распродажи начали несколько позже и результатами, которые «Спортмастер» показал в январе мы довольны», — рассказал Сергей Агибалов.
Анна Петрова, генеральный директор сети магазинов одежды Concept Club, отметила, что обороты сети в декабре 2009 г. сохранились на том же уровне, что в декабре 2008 г.
По словам Рубена Арутюняна, генерального директора компании «Henderson-Россия» результаты декабрьских продаж в сети магазинов мужской деловой одежды Henderson также не сильно отличались от данных за декабрь 2008г.
Ритейлеры одежды для детей и будущих мам — сети «Кенгуру» и «Буду мамой» — отмечают, что для для их сегмента новогодний бум продаж не характерен. «У нас очень специфический товар — это не алкоголь, не еда. Этот товар приспособлен под физиологоческие потребности женщины, поэтому он мало зависит от Нового года, — рассказал говорит Георгий Николайчик, председатель совета директоров ТГ «Буду мамой». — В декабре мы не наблюдали бума продаж, но был небольшой рост по сравнению с 2008 г. Всплески в нашем сегменте скорее зависят от сезонности. В конце августа-начале сентября начинается резкий подъем спроса, также мы ожидаем повышения продаж весной».
Слова Георгия Николайчика подтверждает Софья Светлосанова, совладелица и учредитель компании «Кенгуру», специализирующейся на продаже не только одежды для беременных, но и на детских товарах. «У нас никогда не бывает новогоднего бума продаж. Если смотреть относительно ноября прошлого года, то в декабре было примерно то же самое. А вот в декабре 2008 г. был бум .Очень высокие продажи объяснялись быстрой девальвацией рубля: люди просто скидывали свои деньги в магазинах по старым ценам, вкладывались в самое необходимое», — говорит Софья Светлосанова.
Что сезон грядущий нам готовим
Сети «СпортМастер» и Finn Flare планируют увеличить объем закупок новых коллекций в 2010 г. Ритейлеры связывают это решение с активным развитием в наступившем году, открытием новых торговых объектов.
«Объем закупок одежды из новых коллекций не сократился, а возрос, — поделился Сергей Агибалов. — Появляются новые магазины «СпортМастер», мы видим, что кризис постепенно миновал, покупательская способность понемногу возрастает, поэтому мы надеемся, что весенние коллекции будут продаваться также удачно. Пока прогнозы синоптиков таковы, что зима будет затяжной, поэтому мы пока распродаем зимнюю коллекцию и не спешим сейчас вводить в продажу весеннюю коллекцию».
«Объем закупок на будущие сезоны в Finn Flare увеличился, мы планируем активное развитие. В прошлом году было открыто около 38 магазинов. В 2010 г. мы планируем запустить более 60», — добавила Ксения Рясова.
В компании Henderson также планируют увеличение объема закупок на будущий год. « Объем закупок будет выше чем в прошлом году. Он будет рассчитываться исходя из планов продаж по действующим и по вновь открывающимся магазинам», — рассказал Retailer.RU Рубен Арутюнян.
В сети магазинов Concept Club объем закупок новых коллекций одежды в 2010 г. по сравнению с прошлой весной остался на том же уровне.
Не собираются снижать закупки новых коллекций и в сети магазинов для детей и будущих мам «Кенгуру». «Мы уже немного сократили закупку новых коллекций на эту зиму, но теперь видим, что зря это сделали — уже ощущаем дефицит, — пояснила Софья Светлосанова. — Поэтому больше оглядываться на кризис не будем. Хоть покупательский спрос и не восстанавливается, приходится бороться за продажи маркетинговыми акциями, но на закупках кризис никак отражаться не должен. Ведь если клиент к нам пришел, то он должен быть удовлетворен. Даже если часть ассортимента не продастся, то будет исполнена вторая задача — удовлетворение клиента, чтобы он пришел к нам снова. Просто, видимо, мы изменим нормы остатков».
В магазинах одежды для беременных «Буду мамой» планируют сократить объем закупок одежды от известных европейских производителей, одновременно увеличив ассортимент одежды собственных торговых марок. Георгий Николайчик объяснил это тем, что одежда privet label сети имеет такое же качество, но продается по более демократичным ценам.
Компании Sela и «Мэлон Фэшн Груп» не смогли оперативно ответить на вопросы Retailer.RU.