Российский ритейл снизил обороты впервые более чем за десятилетие. В 2009 го­ду падение наблюдалось во всех секторах розничной торговли, но если для кого-то прошлый стал годом спада, то для других – годом провала.

О падении темпов роста одного из главных показателей торговли – выручки – в 2009 году заявляли почти все розничные игроки. К примеру, X5 Retail Group в минувшем году увеличила продажи в рублевом эквиваленте на 33% (против 51% в 2008-м), «О’кей» – на 32% (против 70%), ГК «Дикси» – на 12% (на 31,8% в 2008-м). Исключением из крупных сетей стал, пожалуй, только «Магнит», показавший прирост на 28% (21% в 2008 году). Очевидно, причины происходящего кроются в падении доходов населения. По данным Росстата, по итогам января–ноября 2009 года реальная заработная плата снизилась на 3,2%, при этом уровень безработицы составлял 6,1 млн человек, или около 8,1% экономически активного населения, что почти на 16% превышало показатели 2008 года.

«Результаты кризисного 2009 года оказались существенно хуже наиболее пессимистичных прогнозов конца 2008-го – начала 2009 годов», – говорит руководитель исследовательской компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. В доказательство он приводит такую статистику: на протяжении 2003–2008 годов темпы роста оборота розничной торговли были в два раза выше динамики ВВП. Но в 2009 году оборот розничной торговли резко затормозился: в долларовом выражении вовсе рухнул на 18%. Руб­левая выручка торговых сетей, включенных в топ-100 журнала «Финанс.», упала на 0,8%.

О стагнации наглядно свидетельствуют показатели введенных в 2009 году торговых площадей. По данным Infoline, в 2009 году прирост торговых площадей по 70 крупнейшим сетям составил около 670,1 тыс. кв. метров (938,4 тыс. кв. метров в 2008 году), или 9,9% (18% в 2008 году). По мнению аналитика УК «Финам менеджмент» Максима Клягина, помимо снижения платежеспособного спроса, дополнительными факторами, оказывавшими негативное влияние на ритейл, стали рост стоимости обслуживания долга, высокие ставки и низкий уровень доступности заемного капитала. «Свою роль сыграли и увеличение себестоимости продукции, ослабление рубля и подорожание импорта, который занимал около 45% в структуре розничного товарооборота, что, в свою очередь, оказывало существенное давление на спрос», – делится наблюдениями аналитик.

Лидеры и аутсайдеры. По данным «ТКБ Капитал», в 2009 году падение розничных продаж в реальном выражении составило 4,9%, при этом продуктовый сегмент был более устойчивым (-1,6% в реальном выражении), в то время как непродуктовый сегмент сократился в реальном выражении сразу на 8%. Хуже всего, по данным Infoline, пришлось сегментам «мобильные телефоны» (снижение на 21%) и «бытовая техника и электроника» (снижение на 15%).
По оценке представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова, по итогам 2009 года объем рынка бытовой техники и электроники сократился на 20% до $13,2 млрд. Серьезные потери продавцов техники легко объяснить: покупатели, вынужденные сокращать расходы, делали это в основном за счет отказа от товаров не первой необходимости. Статистические выкладки «Евросети» еще менее оптимистичны. По оценке компании, в 2009 году в Россию было поставлено 27,4 млн сотовых телефонов, из них продано 26,2 млн аппаратов – это на 27% меньше, чем в 2008-м. В отчете «Евросети» говорится, что основное падение было зафиксировано в начале года в связи с экономическими факторами: снижением уровня реального дохода населения, ростом безработицы и кризисных настроений. При этом дна рынок коснулся в мае–июне, когда падение относительно аналогичных показателей 2008 года достигало 40%.

В РБК подсчитали, что рынок товаров для дома и ремонта (условно обозначаемый DIY) в 2009 году сократился на 26–28% в долларовом выражении и на 10% – в рублевом. Особенно показательно цифры выглядят в сравнении с предшествующими: рынок DIY-ритейла до кризиса рос на 20–25% ежегодно. В исследовании РБК, помимо падения доходов россиян, негативная динамика объясняется сокращением объемов жилищного строительства (-7% в 2009-м) и ипотечного кредитования (более чем в 4 раза).

Но самым сокрушительным было падение продаж автодилеров. По данным отчета членов ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (на нее приходится около 14% продаж авто в России), по итогам 2009 года объем продаж 12 автохолдингов – членов ассоциации снизился в среднем на 49% (всего было продано 203,26 тыс. автомобилей). Аналогичный результат для всего российского авторынка по итогам 2009 года зафиксировала Ассоциация европейского бизнеса. Она подсчитала, что в прошлом году было продано 1,47 млн машин – ниже всяких прогнозов.

В небольшом числе тех, кто остался в выигрыше, оказались аптечная розница и парфюмерно-косметические сети, по крайней мере, на первый взгляд. По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», продажи основного аптечного ассортимента лекарственных средств в аптеках выросли почти на 29% в рублевом выражении. Однако объясняется столь существенный рост прежде всего подорожанием лекарств. Рост рынка в упаковках лекарств, по мнению аналитиков, произошел лишь благодаря «бумажной эпидемии» гриппа A/H1N1, которая спровоцировала ажиотажный спрос не только на противовирусные препараты, но и на сопутствующие средства. Результаты по остальным ассортиментным группам скромнее: доля нелекарственного ассортимента по итогам года показывает отрицательную динамику в сетях всех категорий впервые за несколько лет.

Наконец, по оценке вице-президента экспомедиагруппы «Старая крепость» Анны Дычевой-Смирновой, парфюмерно-косметический рынок в минус точно не вышел. «Органический рост рынка, конечно, был, люди не могут в одночасье перестать краситься и чистить зубы, но выражался он в единицах процентов», – считает Анна Дычева-Смирнова.

Сливания и порабощения. Новым выражением, вошедшим в активный лексикон значительного числа российских ритейлеров в 2008–2009 годах, стало margin call – «тревожный звонок». Как правило, упоминание о нем означало, в первую очередь, что банк-кредитор требует увеличения обеспечения по займу или досрочного погашения долговых обязательств торговой сети. В этой ситуации покупателями ряда розничных активов на российском рынке стали банковские структуры, приобретавшие их в рамках сделок по реструктуризации долга. Например, в конце 2008 года «Алпи» передала «Сбербанк Капиталу» в счет погашения долга в 5 млрд руб­лей 31 объект недвижимости в Сибирском федеральном округе (в том числе 24 крупных ТЦ) общей площадью 324 тыс. кв. метров и перестала существовать. В июле в рамках реструктуризации кредита «Мосмарта» на 3 млрд рублей все тот же «Сбербанк Капитал» получил 50%+2 акции сети. Чуть позже – контрольный пакет сети «Вестер». А в сентябре 2009 года «ВТБ Капитал» совместно с американским фондом TPG Capital приобрел 35% акций сети «Лента» у Олега Жеребцова, вынужденного вернуть около $70 млн Royal Bank of Scotland и МДМ-банку, всего за $110 млн.

«Некоторые сети были раздавлены налоговым бременем и нехваткой средств для финансирования оборотного капитала еще в конце 2008 года – «Алпи», «Гроссмарт», «Продуктория», – указывает Наталья Колупаева. – Казалось, что количество сделок M&A в ритейле побьет все рекорды». X5 Retail объявляла о возможности приобретения группы компаний «Холидей», Carrefour активно вела переговоры о покупке «Седьмого континента». А владелец «Копейки» Николай Цветков до сих пор пытается продать сеть российским или международным ритейлерам (в том числе Walmart) или провести ее IPO. Но ни одна из перечисленных сделок не состоялась. По мнению Михаила Бурмистрова, на то было несколько причин. «Во-первых, ритейлеры были ограничены в возможности привлечения средств для M&A из-за высоких ставок на долговом рынке. Во-вторых, на рынке недвижимости появились объекты по привлекательным ценам, что сделало более целесообразным органический рост. В-третьих, выставленные на продажу сети имели высокую долговую нагрузку и требовали финансовой поддержки, как минимум реструктуризации текущих долгов. В конце концов, собственники российских компаний хотели получить гораздо больше, чем обещали расчеты по тогдашним мультипликаторам», -– объясняет Михаил Бурмистров. Единственной крупной сделкой M&A, состоявшейся в 2009 году, стало приобретение X5 Retail Group сети «Патэрсон» за $189,5 млн (долг на момент покупки – $85 млн).

Работа на перспективу. Главным итогом года для большей части розницы, представленной торговлей продовольствием, стало принятие в декабре закона «О торговле». Ранее порядок взаимодействия торговых организаций и товаропроизводителей не был регламентирован ничем, кроме как собственными договорами компаний. Принятие закона стало не только ключевым моментом в истории развития розничного бизнеса в России, но и мес­том пересечения полярных интересов: нормативный акт разрабатывался более трех лет, и на его принятие ушло едва ли не столько же. В борьбу поставщиков и сетей были вовлечены Минсельхоз и Минпромторг, то и дело предлагавшие взаимоисключающие положения. К процессу был приобщен первый вице-премьер, попытавшийся остановить длившиеся годами дебаты, но ускорить процесс смог лишь указ премьер-министра. В конце зимы участники рынка торговли получили документ, которым были недовольны и те, и другие. Недовольны оказалось, вероятнее всего, и чиновники, поскольку, как показали август–сентябрь 2010 года, никакие законодательные ограничения не смогут сдержать роста цен на продовольствие.

Несмотря на высокую инфляцию последнего времени, аналитики торгового сектора смотрят на перспективы торговли довольно оптимистично. «Восстановление оборота розничной торговли в физическом объеме к уровню 2008 года мы увидим уже к концу 2010 года», – считает Наталья Колупаева. Однако уточняя, что реальных темпов роста ритейла в целом до уровня 2006–2007 годов свыше 10% вряд ли стоит ожидать в ближайшее время. Правда, агрессивно растущие ритейлеры вроде «Магнита» или Х5 Retail Group могут позволить себе продолжить демонстрировать рекордные темпы роста за счет расширения торговой сети. «Рынок розничной торговли начнет восстановление одним из первых. Именно он станет своеобразным индикатором преодоления основных негативных последствий кризиса», – считает Максим Клягин.

Место-2010
Изм-ие
Компания
Формат
Выр-ка в 09г, млрд руб.
Дин-ка, %
Операц. приб. в 09г, млрд руб.
Дин-ка, %
Чист. приб. в 09г, млрд руб.
Дин-ка, %
Активы в 09г, млрд руб.
Дин-ка, %
Собств. капитал в 09г,
млрд руб.
Дин-ка, %

Станд

арт бухучета

Владельцы
Регионы присутств.
1
0
X5 Retail Group
Гипермаркеты «Карусель», супермаркеты «Перекресток», дискаунтеры «Пятерочка»
276,543
+33
14,839
5,245
186,904
+9
53,607
+8
МСФО
«Альфа-групп» (47,9%), Андрей Рогачев (11,1%)
Российская Федерация, Украина
2
0
Магнит
Дискаунтеры и гипермаркеты «Магнит»
169,861
+28
12,496
+63
8,728
+87
76,473
+37
43,093
+70
МСФО
Сергей Галицкий (46,4%), Алексей Богачев (4,1%)
Российская Федерация
3
0
Ашан
Гипермаркеты «Ашан»
158,358
+24
0,871
-32
4,472
+36
52,394
+10
14,952
+36
РСБУ
Auchan Group
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Самара
4
+2
Метро Кэш энд Керри
Гипермаркеты Metro Cash & Carry
127,543
+5
3,516
-25
7,875
-2
54,831
-6
18,216
-1
РСБУ
Metro Group
Европейская часть России, Урал, а также Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск
5
+2
Эльдорадо
Гипермаркеты «Эльдорадо»
75,400
-22
 
 
 
 
МСФО
PPF Group (50%), Игорь Яковлев (50%)
Российская Федерация
6
+3
М.Видео
Гипермаркеты «М.Видео»
72,507
+1
2,117
-23
0,783
-38
32,502
-2
8,759
+10
МСФО
Александр Тынкован (49%), Михаил Тынкован (10,5%), Павел Бреев (10,5%)
Российская Федерация
7
+5
О’кей
Гипермаркеты, супермаркеты «О’кей»
67,864
+32
-0,669
1,793
+12
20,060
+43
5,133
+54
РСБУ
Дмитрий Коржев, Дмитрий Троицкий, Борис Волчек
13 городов России
8
-3
Рольф
Автосалоны «Рольф»
62,110
-45
-4,851
-7,247
38,008
-8
11,582
+42
МСФО
Сергей Петров
Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, а также города Казахстана, Таджикистана и Киргизии
9
+4
Лента
Гипермаркеты «Лента»
58,809
+11
-1,493
0,348
26,148
+3
3,843
+20
РСБУ
Август Мейер (40,6%), консорцим TPG Capital и «ВТБ Капитала» (30,8%)
Северо-Западный, Уральский, Южно-Приволжский ФО
10
-6
Евросеть
Салоны связи «Евросеть»
55,157
-30
3,957
1,195
 
 
МСФО
Александр Мамут (50,1%), «Вымпелком» (49,9%)
Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия

 

10
-6
Евросеть
Салоны связи «Евросеть»
55,157
-30
3,957
1,195
 
  
МСФО
Александр Мамут (50,1%), «Вымпелком» (49,9%)
Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия
11
+4
Копейка
Дискаунтеры «Копейка»
54,881
+17
2,478
+28
1,628
25,204
+25
3,555
+84
МСФО
Николай Цветков (100%)
24 региона в еропейской части России и на Урале
12
+2
Дикси групп
Дискаунтеры «Дикси», гипермаркеты «Мегамарт»
54,262
+12
1,304
-14
-0,112
21,902
+1
5,784
-2
МСФО
«Мегаполис» (51%)
Центральный, Северо-Западный и Уральский ФО
13
-5
Мэйджор-авто
Автосалоны Major
51,000
-37
 
 
 
 
Оценка
Павел Абросимов, Александр Никитин
Москва и Московская область
14
-3
Связной
Салоны связи «Связной»
48,600
+2
 
 
 
 
Оценка
Максим Ноготков (82%)
Российская Федерация, Белоруссия
15
+4
Седьмой континент
Супермаркеты «Седьмой континент», гипермаркеты «Наш»
44,594
+12
2,977
+7
1,192
+2
36,643
-6
17,783
+7
МСФО
Александр Занадворов (74,8%)
Москва и Московская область, Калининград, Санкт-Петербург, Рязань, Челябинск, Пермь, Ярославль, Белгород, Иваново, Минск (Белоруссия)
16
-6
Автомир
Автосалоны «Автомир»
39,600
-35
 
 
 
 
Оценка
Александр Митько, Лариса Сатыева
12 городов России
17
+7
Икеа Дом
Гипермаркеты IKEA
35,134
+13
2,088
+21
1,246
-28
5,804
+19
2,833
+79
РСБУ
IKEA Group
Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Новосибирск, Омск
18
+3
Группа Виктория
Супермаркеты «Виктория», магазины
у дома «Квартал», дискаунтеры
«Дешево»
32,887
-17
1,421
+20
 
11,044
+6
0,957
+11
РСБУ-к
Николай Власенко (35,4%), Александр Зарибко (32,9%), Владимир Кацман (29,2%)
Москва, Калининград, Санкт-Петербург
19
-1
Техносила
Гипермаркеты
«Техносила»
31,800
-25
 
 
 
 
Оценка
Виктор и Вячеслав Зайцевы
Российская Федерация
20
+11
Леруа Мерлен Восток
Гипермаркеты
Leroy Merlin
29,888
+39
1,081
1,266
+253
19,248
+39
6,704
+34
РСБУ
Auchan Group
Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Новосибирск, Краснодар, Воронеж, Омск
21
+2
Дженсер
Автосалоны Genser
26,800
-20
 
 
 
 
Оценка
Владимир Пронин
Москва, Белгород, Липецк, Нижний Новгород, Тамбов, Калуга, Тула, Ярославль, Котлас
22
+15
Элемент-трейд
Дискаунтеры «Монетка», гипермаркеты «Монетка-супер»
25,700
+36
 
 
 
 
Оценка
Роман Заболотнов, Сергей Ломакин, Артем Хачатрян
Пермский край, Ханты-Мансийский АО, Тюменская, Московская, Курганская, Свердловская, Челябинская области, Башкортостан
23
-1
Независимость
Автосалоны «Независимость»
25,400
-26
 
 
 
 
Оценка
Роман Чайковский (50,05%), «Альфа-групп» (49,95%)
Москва
24
+5
Корпорация Гринн
Гипермаркеты и супермаркеты «Линия»
25,131
+4
1,455
-13
0,495
-5
14,376
+27
2,096
+31
РСБУ
Николай Грешилов
Курская, Белгородская, Липецкая области, Тамбов, Калуга, Липецк, Орел, Брянск
25
+7
Муса Моторс (включая Inchcape)
Автосалоны Musa Motors
25,000
+22
 
 
 
 
Оценка
Inchcape (75,1%), Борис Тетерев (24,9%)
Москва и Московская область
26
+56
Spar Russia
Супермаркеты Spar
24,800
+231
 
 
 
 
Оценка
АлександрМамут (61%), Russian Retail Growth Fund (36%)
17 регионов в европейской части России
27
-10
Центр Кунцево
Автосалон «Кунцево»
23,500
-48
 
 
 
 
Оценка
 
Москва
28
-2
Нью-Йорк Моторс Москва
Автосалоны «Нью Йорк Моторс», «Авилон»
23,400
-15
 
 
 
 
Оценка
Александр Варшавский
Москва
29
н
Спортмастер
Магазины «Спортмастер»
22,853
+62
2,401
+212
1,396
+317
11,851
+114
2,272
+159
РСБУ
Дмитрий Дойхен, Александр Михальский, Владимир и Николай Фартушняки
Российская Федерация, Украина, Белоруссия
30
+13
Реал-гипермаркет
Гипермаркеты Real
21,493
+31
-1,116
-1,011
19,554
+17
3,638
0
РСБУ
Metro Group
Москва, Тольятти, Казань, Липецк, Волгоград, Ярославль, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Иваново, Тамбов, Ростов-на-Дону
31
-4
Аптечная сеть 36,6
Аптеки «36,6»
21,062
-18
2,858
-0,359
 
 
МСФО
«СИА Интернейшнл» (25%), Артем Бектемиров (20%), Сергей Кривошеев (20%)
26 регионов России
32
+49
Гиперглобус
Гипермаркеты Globus
20,002
+63
0,901
+766
-0,734
15,296
+4
2,395
+275
РСБУ
Томас Брух
Московская область, Ярославль, Владимир, Рязань
33
+35
КМ/Ч (сучетом Car Life Company)
Автосалоны КМ/Ч
18,717
+94
 
 
 
 
РСБУ-конс.
Ленур Ислямов
Москва, Воронеж, Череповецк, Уфа, Липецк
34
+14
Медиа-Маркт-Сатурн
Гипермаркеты Media Markt
18,581
+77
-1,416
-0,313
12,258
+11
2,277
-17
РСБУ
Metro Group
Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Краснодар, Омск, Казань, Екатеринбург, Тольятти, Воронеж, Липецк
35
-1
Группа Холидей
Дискаунтеры «Холди», супермаркеты «Кора»
18,500
-7
 
 
 
 
Оценка
Russian Retail Growth Fund, Сергей Степанов, Игорь Иванов
Сибирский федеральный округ
36
-1
Детский мир — Центр
Супермаркеты «Детский мир»
18,498
-7
-2,065
-3,144
 
 
МСФО
АФК «Система» (100%)
Российская Федерация, Украина
37
-7
Автоспеццентр
Автосалоны «Автоспеццентр»
17,700
-20
 
 
 
 
Оценка
Александр Спарре (62%), Владимир Моженков (38%)
Москва
38
-18
Группа Атлант-М
Автосалоны «Атлант М»
17,400
-54
 
 
 
 
Оценка
Олег Хусаенов (34%), Игорь Мальгин (33%), Сергей Савицкий (33%)
Москва, Санкт-Петербург, Орел, Смоленск, Тюмень, Ярославль, Украина, Беларусь
39
+8
Фаворит Моторс
Автосалоны «Фаворит Моторс»
16,900
+24
 
 
 
 
Оценка
Владимир Попов (86%)
Москва
40
-24
СП Бизнес Кар
Автосалоны «Тойота Центр»
16,622
-39
1,104
-34
1,083
-27
7,333
+5
5,852
+23
РСБУ
Toyota Motor
Москва, Воронеж, Кемерово, Курск
41
н
Арома Люкс
Сеть магазинов Rive Gauche
15,800
+37
 
 
 
 
Оценка
Олег Бойко
Европейская часть России, Урал, а также Томск, Омск
42
н
Столичные аптеки
15,707
+21
0,275
+8
0,151
-27
4,645
+26
1,028
+15
РСБУ
Департамент имущества города Москвы
Москва
43
н
Алькор и Ко
Магазины косметики и парфюмерии «Л’Этуаль»
15,382
+8
1,360
+422
0,324
+44
15,432
+27
5,381
+65
РСБУ
Максим Климов
Российская Федерация
44
н
Единая Европа-С.Б.
Сетьмагазинов Ile de Beaute
14,000
+71
 
 
 
 
Оценка
LVMH (50%), Игорь Денисов (38%)
Российская Федерация
45
-3
Супермаркет Кировский
Супермаркеты «Кировский»
13,700
-10
 
 
 
 
Оценка
Игорь Ковпак
Свердловская область
46
-13
Группа Транстехсервис
Автосалоны «Транстехсервис»
13,400
-34
 
 
 
 
Оценка
Вячеслав Зубарев
Татарстан, Уфа, Ижевск, Чебоксары, Йошкар-Ола
47
+14
Система Регионмарт
Дискаунтеры «Чибис», гипермаркеты «Поляна»
13,300
+29
 
 
 
 
Оценка
Александр и Сергей Колесники (90%), МДМ-банк (10%)
Кемеровская, Томская, Новосибирская и Иркутская области, Красноярский край, Хакасия
48
+14
Энка ТЦ
Гипермаркеты «Рамстор»
13,195
-26
1,382
+82
0,380
+18
13,869
-16
7,000
+55
РСБУ
Enka
Москва и Московская область
49
н
ТС-ритейл
Салоны связи МТС
13,000
 
 
 
 
Оценка
АФК «Система» (100%)
Российская Федерация
 
51
-23
Сделай своими руками
Гипермакеты OBI
11,951
+7
1,278
+21
1,462
+29
4,316
+27
2,496
+20
РСБУ
Tengelmann (51%), Игорь Сосин (49%)
Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск, Волгоград, Краснодар
52
-8
Розница-1
Гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры «Мария-Ра»
11,747
+14
0,813
-8
1,025
+7
5,155
0
2,486
+70
РСБУ
Александр Ракшин
Западная Сибирь
53
+10
Ригла
Аптеки «Ригла»
11,256
+9
0,607
0,141
7,594
0
0,327
-75
МСФО
Протек (100%)
Российская Федерация
54
+15
Билла
Супермаркеты Billa
11,217
+17
0,424
-25
0,144
-20
4,195
-9
0,847
+20
РСБУ
Rewe Group, Питер Дитенбергер
Москва и Московская область, Тула, Курск
55
+10
Городской супермаркет
Супермаркеты «Азбука вкуса»
11,186
+10
0,758
+66
0,238
5,653
-1
0,637
+545
РСБУ
Максим Кощеенко (27,5%), Олег Лыткин (27,5%)
Москва
56
+11
ТД Интерторг
Супермаркеты «Идея», дискаунтеры «7Я Семья»
11,023
+50
0,012
+12
0,062
-15
1,561
+30
0,179
+53
РСБУ
 
Санкт-Петербург, Ленинградская область, Великий Новгород, Москва
57
-12
Омега-97
Супермаркеты «Патэрсон»
10,926
-22
-0,425
-0,608
3,328
-24
-0,556
РСБУ
X5 Retail Group (100%)
Европейская часть России, Урал, Азербайджан
58
-9
Максидом
Гипермаркеты «Максидом»
10,739
0
0,375
-6
0,462
+4
6,153
+20
1,785
+36
РСБУ
Александр Евневич (75%)
Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань
59
-3
Новые торговые системы
Алгокольные супермаркеты «Столичный», «Сети магазинов Квартал», «Крепость», франчайзи «Пятерочки»
10,500
-22
  
  
  
  
Оценка
Евгений Насоленко (34%), Виталий Насоленко (33%), Алексей Слободчиков (33%)
Сибирский федеральный округ
60
-1
РРТ
Автосалоны RRT
10,300
-6
 
 
 
 
Оценка
Олег Барабанов (51%), Александр Плохих (26%),  Сергей Пушкин (23%)
Санкт-Петербург, Вологда, Ярославль, Казань, Мурманск, Воронеж
61
-21
Вестер (розничное подразделение)
Гипермаркеты «Вестер гипер», супермаркеты «Вестер», магазины у дома «Сосед»
10,000
-41
 
 
 
 
Оценка
«Сбербанк Капитал» (51%), Олег Болычев (30%)
12 регионов России, Казахстан, Беларусь
62
-21
СБСВ
Автосалоны
«Ключавто»
9,400
-43
 
 
 
 
Оценка
 
Краснодарский и Ставропольский края
63
-9
Группа компаний Сим
Автосалоны «Сим»
9,200
-25
 
 
 
 
Оценка
 
Москва, Ярославль
64
-7
Мега-авто
Автосалоны «Мега-авто»
8,800
-23
 
 
 
 
Оценка
Дмитрий Коржев, Дмитрий Троицкий
Санкт-Петербург, Мурманск, Волгоград, Петрозаводск
65
+19
Фармакор
Аптеки «Фармакор»
8,500
+14
 
 
 
 
Оценка
Александр Афанасьев (100%)
Европейская часть России, Урал
66
н
Domo
Гипермаркеты Domo
8,400
+31
 
 
 
 
Оценка
Банк «Ак Барс», Татфондбанк
Европейская часть России, Урал, Западная Сибирь
67
-7
Новый импульс
Магазины у дома «Утконос»
8,200
+34
 
 
 
Оценка
Сергей Разумов, Алексей Мордашов
Москва, Московская область, Тула
68
н
Касторама Рус
Гипермаркеты Castorama
8,100
+29
 
 
 
 
Оценка
Кingfisher
Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Краснодар, Омск, Тольятти, Пермь, Воронеж, Нижний Новгород, Уфа
69
+2
Белый Ветер цифровой
Супермаркеты «Белый ветер цифровой»
7,900
-16
 
 
 
 
РСБУ-конс.
Юрий Дубовицкий
19 регионов России
70
+9
Любавушка
Дискаунтеры «Полушка»
7,535
+35
0,013
+37
0,017
+114
0,959
+157
0,038
+82
РСБУ
Анна Лысенко (100%)
Санкт-Петербург и Ленинградская область, Великий Новгород
71
-19
Лаура
Автосалоны «Лаура»
7,400
-33
 
 
 
 
Оценка
Юрий и Игорь Щербаковы
Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Мурманск, Архангельск, Сочи, Тула
72
+20
Имплозия
Аптеки «Имплозия»
7,200
+14
 
 
 
 
Оценка
Грант Безрученко, Дмитрий Подгорнов
21 регион России
73
-15
Виват-трейд
Супермаркеты «Виват» и «Норман»
7,180
-22
0,047
-75
0,027
-53
2,563
-23
0,116
+32
РСБУ
Вадим Юсупов
Пермский край, Санкт-Петербург
74
н
Радуга
Аптеки «Радуга»
6,800
 
 
 
 
Оценка
Роста
18 регионов России
75
0
Тамерлан
Франчайзи дискаунтеров «Пятерочка»
6,710
+11
0,162
-25
0,056
+22
3,017
+19
0,066
+376
РСБУ
Евгений Ищенко
Волгоградская область
76
+22
Оптовик
Сеть гипермаркетов «Эссен»
6,411
+24
0,112
-9
0,124
+38
1,127
+6
0,250
+98
РСБУ
Леонид Барышев, Вадим Махеев
Татарстан, Кировская область
77
+29
Ижтрейдинг
Магазины у дома «Ижтрейдинг», супермаркеты «3 банана», гипермаркеты «Миндаль»
6,400
+35
 
 
 
 
РСБУ-конс.
Валерий и Андрей Волковы
Удмуртия
78
-6
Топ-книга
Гипермаркеты «Лас-Книгас», супермаркеты «Книгомир», «Главный герой», «Сорока», BookLexica,  дискаунтеры  «Литера», «Пиши-Читай»
6,344
-32
0,027
-96
-0,389
4,429
-17
0,523
-39
РСБУ
Георгий Лямин (89%), Сергей Щебетов (10%), Татьяна Воронова (9%)
Российская Федерация, Узбекистан, Казахстан, Украина
79
-29
Блок
Автосалоны Block
6,300
-53
 
 
 
 
Оценка
 
Москва, Санкт-Петербург, Иваново
80
+14
Молл
Супермаркеты и гипермаркеты «Молния»
6,287
+1
0,072
-55
0,031
-66
3,088
+1
0,166
+27
РСБУ
ГК «Пирамида»
Челябинская область
81
н
Oriola Россия
Аптеки «Старый лекарь», «03 Аптека»
6,200
+11
 
 
 
 
Оценка
Oriola
Москва и Московская область, Рязань
82
-2
Форвард
Дискаунтеры «Полушка»
6,052
+12
-0,063
0,003
+67
0,753
-20
0,032
+150
РСБУ
Семья Рамиля Рамазанова
Башкортостан, Татарстан, Оренбургская область
83
-5
Аларм Моторс
Автосалоны Alarm Motors
6,040
-27
 
 
 
 
Оценка
Роман Слуцкий
Санкт-Петербург
84
н
Дримкар
Автосалоны «Дримкар»
6,010
 
 
 
 
Оценка
Эмиль Гашимов
Ставропольский край
85
н
Мособлфармация
Аптеки «Мособлфармация»
5,893
+10
0,185
+672
0,103
0,903
-39
0,089
+486
РСБУ
Министерство имущественных отношений Московской области
Московская область
86
0
Холдинг Матрица
Супермаркеты и гипермаркет «Матрица»
5,552
-29
0,237
-55
-0,323
 
 
РСБУ-конс.
Тимур Гизатуллин
Башкортостан, Москва, Самара
87
+2
Модус
Автосалоны «Модус»
5,400
-19
 
 
 
 
Оценка
Алексей Лещенко
Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Сочи, Новороссийск, Пятигорск и Липецк
88
-15
Центр реструктуризации
Дискаунтеры «Гроздь»
5,250
+8
-0,300
0,015
+92
1,211
+7
0,019
+334
РСБУ
 
Саратовская область
89
-1
ТХ Сибирский гигант
Гипермаркеты «Гигант», супермаркеты «Мегас», магазины у дома «Горожанка»
5,106
-8
0,155
+2874
0,063
+6395
2,338
+50
0,066
+2648
РСБУ
Александр Манцуров (52,9%), Андрей Кузнецов (47,1%)
Новосибирск
90
н
МАН
Супермаркеты МАН
5,066
0,224
0,166
2,340
0,400
РСБУ
Алексей Воробьев
Волгоградская область
91
+2
Бахетле-1
Гипермаркеты и супермаркеты «Бахетле»
4,913
-7
0,319
+5
0,005
-85
3,034
-14
0,072
+7
РСБУ
Муслима Латыпова
Татарстан, Москва
92
+17
Вита
Аптеки «Вита»
4,800
+9
 
 
 
 
Оценка
Менеджмент сети
Самарская, Пензенская, Ульяновская, Саратовская области, Татарстан
93
+9
Эркафарм
Аптеки «Доктор Столетов»
4,650
-10
 
 
 
 
Оценка
Банк «Российский капитал»
Европейская часть России
94
н
ААА Моторс
Автосалоны
«ААА Моторс»
4,600
 
 
 
 
Оценка
 
Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск, Воронеж
95
-12
Радеж
Супермаркеты
«Радеж»
4,149
-9
0,036
-31
0,020
-55
2,569
-5
0,097
-38
РСБУ
Юрий Сударев
Волгоградская и Ростовская области
96
-45
Мосмарт
Гипермаркеты «Мосмарт»
4,070
-68
  
  
  
  
РСБУ-конс.
«Сбербанк Капитал» (50%), Евгений Новицкий (10%), Андрей Шелухин, Михаил Безелянский
11 регионов России
97
+21
Натурпродукт ритейл
Аптеки «Здоровые люди»
3,900
+22
 
 
 
 
Оценка
Ренова Капитал
12 регионов России
98
н
Панорама Ритейл
Супермаркеты «Сигма», магазины у дома «Пять шагов», дискаунтеры «Дисма»
3,400
 
 
 
 
Оценка
 
Архангельская область
99
н
Салют-Торг
Дискаунтеры «Пятерочка», супермаркеты «Сабантуй»
3,385
-35
0,056
-30
0,021
+10
1,069
+19
0,071
РСБУ
Ильдар Гарифуллин
Башкортостан
100
+17
Столичная торговая компания
Супермаркеты «Глобус Гурмэ»
3,360
+5
 
 
 
 
Оценка
Лев Хасис
  

Сокращения
МСФО – международные стандарты финансовой отчетности
РСБУ – российские стандарты бухгалтерского учета
РСБУ-конс. – консолидированные российские стандарты бухгалтерского учета
Оценка – собственные оценки журнала «Финанс.», а также агентства Infoline и журнала «Авто Бизнес Ревю»

Информация
При составлении использовались данные агентства Infoline, журнала «Авто Бизнес Ревю», базы данных «Спарк-Интерфакс», а также годовые финансовые отчеты участников рэнкинга.

Курс
Пересчет выручки и прибыли осуществлялся по среднему курсу рубля к доллару за 2009 год – 31,72, за 2008 год – 24,86. Активы и собственный капитал переведены по курсу на 31 декабря 2009 года – 30,24 и 31 декабря 2008 года – 29,38.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments