В крупных городах Московской области летом появится продуктовая сеть "Фермер Подмосковья". Идея проекта принадлежит властям региона, рассчитывающим с его помощью поддержать небольших сельхозпроизводителей, предоставив им дополнительный канал сбыта своей продукции. Фермеры при этом могут стать соучредителями магазинов.

Как рассказали "Ъ" в Минсельхозе Московской области, в ближайшее время в крупных городах региона будет запущен проект магазинов под названием "Фермер Подмосковья" (первый должен открыться летом в Химках). На первом этапе предполагается открытие в общей сложности не менее десяти специализированных торговых точек площадью около 1 тыс. кв. м каждая. Их ассортимент будет на 50% состоять из товаров фермеров области, остальное отведут товарам крупных местных сельхозпроизводителей. За доступ на полку, однако, аграриям придется платить ежедневно около 1 тыс. руб. за торговое место площадью 6-7 кв. м, которое будет полностью оборудовано, в том числе холодильниками. "Конечные потребительские цены на продукцию при этом будут контролироваться властями,— уточнил министр сельского хозяйства Московской области Дмитрий Степаненко.— Они должны быть не выше, а где-то даже ниже среднерыночных".

Все эти правила чиновники планируют зафиксировать в соглашениях с инвесторами, которые займутся развитием магазинов. Бюджетные средства в этот проект привлекаться не будут. Роль подмосковных властей в нем сведется к тому, что инвестору на льготных условиях без проведения торгов и аукционов будут выделены земельные участки. По расчетам Министерства сельского хозяйства, для создания одного магазина фермерских продуктов инвестору потребуется от 30 до 40 млн руб. Сейчас, говорит господин Степаненко, формируется пул инвесторов, но крупных ритейлеров среди них нет. Министр не исключает, что у каждого магазина может быть отдельный собственник, однако весь проект будет под единым брендом и с единым управлением.

Для того чтобы фермерам справиться с логистикой и формированием товарных партий, власти предлагают создать так называемые сельхозкооперативы, объединяющие фермеров одного округа Московской области. Такие кооперативы, кроме того, смогут стать соучредителем магазина, где их продукция будет реализовываться, сказал Дмитрий Степаненко. Зарегистрированные как юридическое лицо кооперативы смогут получать кредиты на льготных условиях, существующих для субъектов малого предпринимательства.

Участие в проекте "Фермер Подмосковья" обсуждалось и с федеральными ритейлерами, в частности, с ГК "Дикси" (сети "Дикси" и "Виктория"). Ее директор по внешним связям Екатерина Куманина говорит, что оценить потенциальный интерес можно будет после получения детальной информации о финансовых параметрах проекта. "Объединение фермеров в кооперативы или подобные союзы, на наш взгляд, поможет не только укрупнить партии, но и решить вопросы с упаковкой, маркировкой и контролем качества",— полагает госпожа Куманина.

Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что проект сложно реализуем в нынешнем виде. Во-первых, из-за того, что накладывает излишнее обременение на инвесторов в виде большого участия властей в регулировании деятельности магазинов. С другой стороны, в связи с невозможностью заключения долгосрочных договоров аренды из-за отсутствия уверенности в стабильных платежах со стороны фермеров. Логичнее, по его мнению, использовать формат, когда на одной торговой площади находится сетевой ритейлер и фермерский проект. В этом случае, площадь магазина может быть увеличена до 1,5-2 тыс. кв. м. Такое соседство, уверен эксперт, выгодно для обоих, так как способствует росту трафика.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments