Руководитель производственного отдела Axmor Сергей Леонов о том, для каких компаний оправдана разработка собственной системы управления складом.
В моей практике есть случаи, когда компания, в которой была внедрена популярная ERP, отказывалась от использования встроенного модуля WMS (warehouse management system). Почему? Казалось бы, это дешево и удобно: с вами уже работают консультанты вендора, в системе есть все необходимые функции, учтены десятки складских бизнес-процессов… Объединяет такие компании примерно одинаковый пройденный путь и большой опыт работы со стандартными решениями.
WMS-из-Коробки — путеводная нить для молодого бизнеса
У готовых решений для складского менеджмента множество плюсов. Как правило, компании охотно используют их, так как такие системы идут в составе ERP, то есть имеют готовую инфраструктурную платформу, что обуславливает относительно невысокую стоимость внедрения. Кроме того, в коробочных WMS имеются отлаженные и готовые к использованию складские бизнес-процессы, по которым, как по шаблону, можно выстраивать собственные, минуя этап проб и ошибок. Не в последнюю очередь готовые решения привлекают подробной документацией, лежащей в открытом доступе. К тому же, на этапе внедрения решения компания получает поддержку высококвалифицированных бизнес-консультантов, что очень важно для молодых компаний.
Обычно проблемы начинаются в результате осознания ограничений, которые накладывает стандартное решение на уникальные операции или их последовательность. С ростом компании возникает потребность реализовать в системе нестандартные бизнес-процессы, выходящие за возможности коробки, и перед компанией встает дилемма: «ломать» бизнес-процессы, чтобы уместить их в рамки системы, или кастомизировать коробочную WMS под свои нужды. Последний вариант непредсказуемо увеличивает полную стоимость владения системой: к цене на лицензии и внедрение прибавляется стоимость изменения конфигурации ядра системы и модификации бизнес-процессов. Расходы на доработки увеличивают полную стоимость владения в среднем в 5 раз. Другой момент, увеличивающий полную цену системы — невостребованный функционал, который лежит мертвым грузом и никак не работает на возврат инвестиций.
Таким образом, готовая WMS может стать отличным трамплином в начале истории компании, но при этом сдерживать рост эффективности складирования, уменьшения времени выполнения операций, и так далее, на этапе зрелости, когда у компании усложняется технология выполнения складских операций, либо есть стремление непрерывно оптимизировать складские процессы.
Заказная WMS — не противоположность типового ПО
В отличии от типовой, система управления складом создаваемая на заказ почти не имеет ограничений на любое развитие функционала, а также на скорость развития. Однако, она не имеет и готовой инфраструктуры, и ее разработка начинается с создания дорогостоящего базового набора функций, таких как: возможность работы со справочниками, просмотр и редактирование документов, отчеты и так далее. Эту инфраструктуру потребуется создавать своими силами и интегрировать с остальным ИТ-комплексом.
Тем не менее, минусы перекрываются свободой развития и возможностью быстро и дешево тестировать изменение бизнес-процессов. Особенно учитывая, что по мере развития системы стоимость ее разработки снижается.
Осуществить серьезные инвестиции на старте, а также извлечь выгоду из безграничных возможностей по внедрению различных ноу-хау, как правило, под силу зрелым либо инновационным бизнесам. Для одних компаний этот подход обусловлен масштабом влияния на процессы, для других — зашитой в бизнес-модель способностью зарабатывать на экспериментах и инновациях.
Две категории компаний, для которых оправдана разработка индивидуального WMS-решения
Экспериментаторы в области бизнес-процессов
Такие компании обычно действуют на высоко конкурентных или динамично развивающихся рынках. В какой-то степени можно сказать, что они зарабатывают на постоянных экспериментах и оптимизациях со своей WMS, потому что поиск нестандартных решений приводит их к более быстрым, гибким и дешевым операциям, либо позволяет реализовать уникальные востребованные услуги.
Например, компания постоянно работает над процессом приемки товара с целью сделать ее более быстрой, избежав дополнительных пересчетов. Для этого отрабатываются несколько вариантов, чтобы выявить оптимальный: в один момент времени кладовщики могут вносить данные в десктоп-систему вручную, в другой — с помощью мобильного приложения, в третий — пользоваться сканером штрих-кодов. Если компания захочет протестировать все три возможности, отразить эти бизнес-процессы в стандартном решении будет дороже, дольше, через сопротивление вендора, а зачастую просто невозможно.
Также таким компаниям необходимо опережать конкурентов в случае государственных инициатив по регулированию отрасли. Как с историей введения маркировки и штучного учета товаров. Под это требование один за другим попадают товары из всех отраслей, что влечет неизбежную перестройку складских и логистических процессов. Компании, работающие с коробочными системами управления складом, оказываются в заложниках разработчика и вендора: пока один локализует решение, а второй внедрит, для компании типа «экспериментатор» время будет безнадежно упущено.
Компании проанализировавшие экономику своих ограничений
За плечами у таких компаний осмысленный опыт работы с разными стандартными решениями, которые на начальном этапе истории помогали им отстроить бизнес-процессы в соответствии с лучшими мировыми практиками и сыграли свою роль в становлении предприятия. Однако наступил момент, когда ограничения начали масштабно влиять на компанию в целом и на стоимость WMS, а отсутствие гибкости тормозило оптимизацию. Меняются характеристики склада, появляется новая погрузочная и роботизированная техника, с ней и потребность наращивать автоматизацию — всё это не всегда возможно оперативно отразить в коробочной системе складского учета. Когда одно небольшое неудобство масштабируется на сотню сотрудников, и каждый начинает совершать по 50 лишних операций, эффективность работы склада падает.
Приходит осознание экономики своих ограничений. Проявляется реальная цена, которую компания платит за терпение неудобств, создаваемых «коробкой». В этот момент уже можно оценить, насколько оправданно/дорого/рискованно/выгодно/дешево создавать что-то свое, а кроме того, приходит понимание, каким именно оно должно быть.
Опыт таких компаний показывает, что не всегда верно противопоставлять коробочную и заказную WMS, потому что вторая зачастую нецелесообразна без первой, невозможна без проживания ограничений стандартного решения, в которых какое-то время живет бизнес, без вложенных в терпение этих ограничений времени и денег.
Сергей Леонов, руководитель производственного отдела в axmor.ru
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.