Розничная компания в феврале размещает самый крупный в истории отечественного ритейла облигационный заем.

Как сообщили в ТД «Копейка», компания планирует в феврале этого года разместить облигационный займ объемом 4 млрд руб. Это будет самый крупный выпуск облигаций среди розничных компаний. По мнению экспертов, сеть хочет таким образом избавиться от краткосрочной задолженности и поберечь операционные средства – ее развитие в 2006 г. также в большей части будет проходить на средства этого займа. Аналитики считают, что «Копейка» может приобрести уже работающую розничную сеть в одном из интересующих ее регионов. Высказывается также мнение, что тенденция «обрастать долгами» может свидетельствовать о желании продать бизнес.

Торговый дом «Копейка» – одна из крупнейших российских сетей дискаунтеров. Объем продаж компании по итогам 2005 года составил 646,4 млн долл., что на 52% превышает показатель 2005 года. За 2005 год число магазинов сети было увеличено почти в два раза, с 68 до 118, из которых 84 работают в Москве, 22 – в Московской области, а остальные 12 находятся в Туле, Калуге, Обнинске, Рязани и Воронеже. 30 сентября 2004 г. «Копейка» выпустила двухлетние CLN объемом в 40 млн долл. и с полуторагодовым сроком обращения. Кредитные ноты должны быть погашены 3 апреля текущего года. Первый рублевый облигационный заем «Копейки» был размещен 21 июня прошлого года. Тогда компания разместила облигации на 1,2 млрд руб. со ставкой первого купона в 9,75%.

Финансовый директор ТД «Копейка» Виктор Шлепов подтвердил RBC daily, что размещение второго облигационного займа объемом 4 млрд руб. намечено на февраль этого года. Он отметил, что окончательные сроки еще не определены и будут зависеть от конъюнктуры рынка и других факторов. Организатором займа выступает ФК «УРАЛСИБ». «80 млн долл. (около 60% от объема облигационного выпуска) планируется направить на рефинансирование текущей задолженности компании (выпуск CLN и краткосрочные банковские кредиты), – рассказал г-н Шлепов. – Оставшиеся 60 млн долл. США будут инвестированы в открытие магазинов».

Аналитики отмечают, что 4 млрд руб. – самый большой облигационный заем, который когда-либо размещали отечественные розничные компании. «140 млн долл. – не уникальная сумма для России, но ритейлеры еще столько не занимали. Для того чтобы привлечь такую сумму, компания должна быть готова ее освоить», – отмечает аналитик РБК Валентин Крохин. То, что в основном полученные средства будут направлены на погашение более «коротких» долгов, по его мнению, вполне оправданно. «Все ритейлеры сейчас стремительно развиваются, и все живут за счет долгов, поэтому тот, кто займет дешевле и надолго, получает определенные преимущества», – добавляет г-н Крохин. По мнению аналитика по долговому рынку брокерского дома «Открытие» Александра Афонина, это оправданный шаг: компания работает на территории России, и надо привлекать рублевые ресурсы, хотя бы для снижения валютных рисков.

Облигационные займы, напоминает Александр Афонин, обходятся зачастую дороже, чем банковские кредиты. «Конечно, все зависит от конкретных соглашений ритейлера с конкретными банками, – отмечает он. – Выпуск облигаций – важный имиджевый шаг в преддверии выхода на IPO». Однако, по словам г-на Афонина, «Копейка» сможет привлечь средства под достаточно низкие проценты. Обычно первый облигационный выпуск размещается под более высокие проценты, чем последующие. Ставка по дебютному выпуску «Копейки» была очень выгодной – 9,75% годовых, а торгуются бумаги на рынке с еще более низкой ставкой – 7,3%. Для сравнения: «Пятерочка» размещала облигации под 11,45% годовых, а торгуется под 8,8%.

По мнению аналитиков, срок размещения второго облигационного займа «Копейки» будет достаточно длинным – три года, а скорее всего – пять лет. Стало быть, выходить на IPO компания будет с существенной задолженностью. Александр Афонин считает, что для того, чтобы инвесторы лояльно отнеслись к этому факту, вложения «Копейки» должны приносить хороший доход. Насколько будут доходны вложения «Копейки», судить сложно. На 60 млн долл. из вырученной суммы (которые пойдут на развитие сети), можно, по мнению Валентина Крохина, открыть 20 или даже 30 магазинов.

Вероятно также, что «Копейка» пойдет более быстрым путем и приобретет уже работающую сеть в одном из интересных для себя регионов. Валентин Крохин считает вероятным, что «Копейка» может приобрести одну из небольших (до 10 магазинов) сетей в Нижнем Новгороде. «Там работает несколько ритейлеров, подходящих под требования «Копейки». На 60 млн долл. можно купить одну из них, и еще немного останется на самостоятельное развитие», – комментирует он. Таким образом розничная компания сможет сразу охватить большую часть новой для себя территории, что весьма кстати в свете выхода на IPO. Однако один из опрошенных RBC daily отраслевых аналитиков, пожелавший остаться неназванным, отметил, что в действиях «Копейки» может быть другая подоплека: тактику ритейлера можно сравнить с тактикой некоторых заметных игроков рынка, например, предпринимателя Олега Тинькова: сначала набрать долгов на развитие, а затем выгодно продать свой бизнес.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar