Генеральный директор ОАО "Мэлон Фэшн Груп" Кестутис Саснаускас рассказал "ДП" о преимуществах Китая и Бангладеш перед Россией, о том, какие направления растут на 100% даже в кризис, а какие магазины надо закрывать после нескольких лет работы, о драйве для развития, который порождает конкуренция с другими сетями одежды.

— Сколько магазинов вы планируете открывать в этом году и корректировали ли планы?

— Мы отошли от стратегии агрессивной экспансии, которую проводили на протяжении нескольких последних лет. В 2013 году мы выросли на 139 магазинов чистыми и достигли оборота 9,2 млрд рублей. В прошлом году мы выросли на 83 магазина чистыми и увеличили оборот группы до 11,2 млрд рублей. Сейчас сеть у нас довольно большая — 662 магазина. Трудно сказать, сколько будет магазинов в этом году, но, очевидно, не так много. Мы скорректировали стратегию развития еще в прошлом году: к амбициозному плану вернемся позже. Экспансия в ретейле напрямую зависит от развития торговых комплексов, а оно сейчас приостановилось. Поэтому мы приняли для себя более консервативный подход. Когда происходит такое сотрясение рынка, как сейчас, всегда открываются новые возможности. В уже существующих комплексах можно улучшить локацию магазинов, увеличить их площади. Поэтому мы сосредоточились на повышении эффективности нашей розничной сети. Если есть возможность, например, перейти со второго этажа на первый, занять лучшее торговое место, то мы ее не упустим.

— Какой из ваших брендов упал более ощутимо?

— Особого падения спроса мы пока не чувствуем, но видим, что наши покупательницы в ZARINA стали более осторожными в выборе. Однако бренд сейчас проходит процесс обновления концепции, ее "омоложения", поэтому такое поведение покупательниц понятно и объяснимо. В befree — это молодежный демократичный бренд — мы такого не чувствуем, в LOVE REPUBLIC тоже.

Ситуацию осложняет ослабление рубля, поскольку все наше производство находится за рубежом. Но мы ведем постоянные переговоры с нашими поставщиками, всеми возможными путями пытаясь сдержать рост цен на свои товары.

— Ищете ли вы возможность шить в России?

— Да, но, к сожалению, пока трудно найти производителей. В последние годы легкая промышленность здесь все–таки развивалась не так бурно, как торговля. Производство в Китае, Бангладеш, Индии намного конкурентоспособнее, дешевле и во многом качественнее российского. В России тяжело найти некоторые технологические решения, использующиеся при создании продукта, например пайетки. Опять–таки производство — это не только пошив, это и ткани, и фурнитура, которые не производятся в России в необходимом объеме, их надо импортировать. А это большая составляющая себестоимости. В России пока нет тех производственных мощностей, которые обеспечивают нам зарубежные фабрики, ведь мы производим миллионы изделий ежегодно (15,5 млн единиц товара в 2014 году). Конечно, могут быть и меньшие партии, но в этом случае встает вопрос рентабельности. Многолетние партнерские отношения с иностранными поставщиками обеспечивают нам очень хорошие условия производства, которые пока трудно найти в России. Я верю, что когда–нибудь эта ситуация все же изменится, особенно в условиях девальвации рубля. Мы были бы только рады перенести производство (или большую его часть) в Россию. Это позволило бы нам сократить сроки поставки товаров в магазины, упростить логистическую цепочку, избежать валютных рисков.

— Свое производство открыть не хотите? Ведь исторически "Первомайская заря" — швейная фабрика.

— "Мэлон Фэшн Груп" — это розничная компания, и мы развиваем свой бизнес именно в этом направлении. Безусловно, мы бережно храним то историческое наследие, которое досталось нам от "Первомайской зари". Сегодня штаб–квартира нашей компании располагается в здании, где раньше была швейная фабрика.

— Какие есть пути снижения издержек?

— Есть два основных направления — работа с поставщиками и работа с коллекцией. Сейчас все наши специалисты, которые работают с продуктом, ведут активные переговоры с поставщиками в формате face–to–face. Дело в том, что, когда компания растет так быстро, как наша, не все процессы удается наладить максимально эффективно. Сейчас, когда бурный рост приостановился, у нас появилась возможность более внимательно рассмотреть все, что происходит внутри компании, определить слабые стороны и постараться их укрепить, найти новые инструменты работы. Например, сейчас мы изучаем перспективы вложения средств в IT–сфере в нашей компании.

— А магазины закрываете?

— Розничная сеть — это "живая" часть нашего бизнеса. С конца прошлого года количество магазинов пусть и незначительно, но все же изменилось. В среднем за год могут закрыться до 10 магазинов, но цели закрыть какое–то определенное количество торговых точек у нас нет. Для каждого магазина мы ставим план по его рентабельности. Какие–то магазины выходят на целевые показатели быстрее, какие–то медленнее. Бывает и так, что успешный магазин может немного сдать позиции, если рядом открылся магазин конкурента. Естественно, мы очень тесно работаем с торговыми центрами, стараемся договориться о выгодных для обеих сторон условиях работы. Но если видим, что не можем добиться условий, которые нужны нам для эффективной работы, то выходим из подобных проектов. В этом случае речь идет о магазинах, в договорах аренды которых большая составляющая долларовая.

Также мы успешно ведем переговоры о переходе на процент с оборота. И, со своей стороны, считаем это правильным — получается разделение риска между партнерами. Ведь мы приводим трафик, наш успех и успех торгового центра зависят друг от друга. Именно активная совместная работа помогает пройти эти тяжелые времена.

— Изменился ли объем инвестиций в запуск одного магазина?

— Мы собираемся открывать магазины в новых концепциях: они дороже хотя бы из–за увеличенной площади. Ведь любую концепцию нужно обновлять через какое–то время, и здесь мы видим для себя возможности роста в текущих условиях. Я уверен, что успех магазина LOVE REPUBLIC в ТРК "Галерея", который очень быстро окупился, можно повторить. Так что — да, затраты на открытие новых магазинов будут расти.

— От выхода в новые страны не отказались из–за кризиса?

— Мы достаточно активно развиваемся: за последние 2 года открылись в Казахстане, Белоруссии, Армении, Грузии. Но, несмотря на столь бурный рост и широкую географию присутствия, мы всегда в первую очередь фокусировались на России.

За границей работают наши партнеры по франчайзингу, соответственно, переговоры по новым странам также ведем в ключе партнерского сотрудничества.

— Расширять портфель брендов не планируете?

— Идеи, как всегда, есть, но пока мы о них говорить не готовы. Отмечу, что это будет очень интересный проект. Но будет он не в этом году. В кризис 2008 – 2009 годов мы открыли LOVE REPUBLIC — бренд, который очень быстро стал невероятно успешным. Что–то новое в кризисное время очень привлекательно и для потребителей, и для наших партнеров. Так что пока мы присматриваемся.

— Интернет–магазин развивается?

— Интернет–рынок очень интересен, в нашей компании это самое быстрое по росту продаж направление — практически 100%–ный прирост ежегодно. А потенциал за счет активного развития инфраструктуры большой.

В России все игроки этого рынка развивали собственную логистическую инфраструктуру. И теперь, в сравнении с "Почтой России", она на очень высоком уровне. Я считаю, что в будущем на онлайн–продажи будет приходиться не меньше 15% общего объема продаж даже в fashion–ретейле. Сейчас на Западе эта цифра составляет где–то 10 – 15% рынка, в России — 2 – 3%, а потенциал такой же, если не больше. Не думаю, что абсолютно все уйдет в онлайн, но большая часть — точно.

— А какая доля от продаж компании приходится на Интернет?

— Пока небольшая, около 4 – 5%, но мы обязательно будем ее наращивать. Онлайн–рынок в fashion–индустрии очень быстро развивается. Мы бы хотели достичь показателя в 15% от оборота компании. Возможно, на это уйдет меньше 10 лет.

У каждого нашего бренда есть свой интернет–магазин, и мы также представлены на онлайн–площадках наших партнеров, например Lamoda, Wildberries. Мы не видим здесь никакой конкуренции — для нас это просто другой, дополнительный канал продаж. У таких мультибрендов в любом случае всегда будет преимущество благодаря очень широкому предложению.

— Прироста ожидаете?

— Трудно сказать, какой прирост будет в этом году. В 2014 году мы выросли на 21,3% в обороте, но знаем, что можем больше. В I квартале 2015 года рост составил 39%. Львиную долю такого прироста обеспечили магазины, которые мы открывали в течение всего 2014 года, и лишь незначительную часть — увеличение цен.

— Какой бюджет предусмотрен на развитие в этом году?

— Мы не озвучиваем конкретную сумму. Могу сказать, что мы всегда используем только собственные средства, у нас практически нет долговых обязательств. Есть короткие займы для пополнения оборотных средств, но длинных кредитов нет и никогда не было. Фактически всю нашу сеть мы строили на собственные деньги: росли из–за этого чуть медленнее конкурентов, но такая стратегия компании консервативна.

— Происходит ли изменение конкурентной среды?

— Конечно, в новых условиях происходит изменение рыночной конъюнктуры. Те клиенты, которые больше не могут себе позволить дорогие магазины, перейдут в другие, более дешевые. Мы видим, что произошло изменение структуры потребления: доля продовольственных товаров в покупательской корзине выросла. Это произошло в том числе за счет нашего сегмента рынка — одежды — и других, не основных нужд потребителя. Конечно, объем рынка сократился. Пока у нас нет конкретных статистических данных, но мы видим ослабление, его следует ожидать и в будущем. Сейчас конкуренция сосредоточена в торговых центрах, так что, даже если кто–то из ретейлеров выйдет из игры, его место не будет пустовать. Если смотреть более глобально, на российском рынке одежды очень много игроков, но даже у самого большого представителя в России, компании Indetex, доля рынка — всего 4 – 5%. У большинства остальных доля меньше 1%, так что даже при ослаблении одних другие смогут расти. Ситуация неоднозначная: даже при таком довольно тяжелом раскладе возможности для роста есть у компаний, которые чувствуют себя более уверенно, чем остальные.

— То есть не ждете, что на рынке станет спокойно?

— О нет, мы даже и не хотели бы этого. Здоровая конкуренция порождает драйв для развития, нам очень важно иметь соперников, а для покупателя важно иметь выбор.


Биография
Кестутис Саснаускас

Родился в 1973 году в Литве.
В 1991 году поступил в университет в Вильнюсе, в 1992 году — в университет в Готланде, в 2003 году получал образование в Стокгольмской школе экономики.
В 1995 – 1997 годах работал аналитиком в Enskilda Securities.
С 1997 года один из основателей инвестиционной компании East Capital.
С 2003 года генеральный директор East Capital Private Equity AB, Швеция.
Хобби — парусный спорт.

О компании
ОАО "Мэлон Фэшн Груп"

Основано в 2005 году.
Оборот в 2014 году — 11,2 млрд рублей (+21,3% к 2013 году).
Акционеры: "Хумарито Лтд", "дочка" "Ист Капитал Эксплорер" (Швеция) — 35%, "И. Г. М. Мануфактраст Лимитед" — 35,5%, МФГ "Интрессентер" — 11,2%, физлица — 16,5%, прочие юрлица — 0,8%.
Сеть на 19 мая: 652 магазина, из них 619 в России, 20 на Украине, семь в Казахстане, четыре в Белоруссии, по одному в Армении и Грузии.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments