Китай перестает быть фабрикой мира: в течение пяти лет минимальные зарплаты здесь вырастут на 80%, что приведет к рождению нового среднего класса потребителей. Еще через пять лет, подсчитали в аналитическом агентстве IHS, страна станет крупнейшей в мире экономикой: в 2024 г. объем ВВП Китая превысит объем ВВП США, составив $28,25 трлн против $27,31 трлн соответственно. Отечественные ритейлеры уже пересматривают географию производства товаров под СТМ, но отказаться от сотрудничества с партнерами из Поднебесной не всегда возможно.
Как происходят сдвиги
По данным Национального бюро статистики Китая, в 2009–2013 гг. номинальная заработная плата в производственном секторе росла в среднем на 16,4% в год. В прошлом году она достигла $650 — это больше, чем в других развивающихся странах Азии, а также в Турции и Мексике, говорится в обзоре банка HSBC.
Рост зарплат, а вместе с ним и себестоимости продукции, подогревается сокращением темпов роста трудоспособного населения. Так, по оценкам ООН, эти темпы снизились с 16% в 1990-х до 5% в 2010-х гг., а к 2020 г. число работников начнет сокращаться. В прошлом году численность трудоспособного населения Китая составила 800 млн человек. Однако этого уже оказывается не достаточно, чтобы удовлетворить спрос, и в Поднебесной периодически возникает дефицит рабочей силы, пишет в своем обзоре МВФ.
Растущие затраты на персонал уже сказываются на доходах китайских производителей, расходах и издержках их торговых партнеров и заказчиков. Последние начали поиск новых производственных площадок с более выгодными условиями в других странах. В прошлом году корпорация Samsung, у которой в Китае работало около 19% сотрудников, объявила о начале строительства завода во Вьетнаме, куда переведет из Китая производство мобильных гаджетов. С переноса производства из Поднебесной во Вьетнам начала реорганизацию работы Nokia корпорация Microsoft после покупки компании летом текущего года. В разное время закрывали собственное производство в Китае Nike и Adidas, сокращала сотрудничество с китайскими поставщиками IKEA.
Как работают российские ритейлеры в условиях удорожания китайской рабочей силы, выяснил Retailer.RU.
Made in China for Russia
Генеральный директор компании Baon Илья Ярошенко рассказывает, что себестоимость производимых в Китае товаров увеличивается неравномерно, в зависимости от динамики цен на сырье и объема ручного труда в той или иной категории товаров. При этом ритейлер наращивает долю в ассортименте товаров, произведенных в Китае — сегодня это 65% (еще 16% ассортимента Baon производится в России, 14% — во Вьетнаме и 5% — в Европе). Это происходит из-за увеличения как ширины, так и глубины ассортимента. Китай, по словам Ильи Ярошенко, остается для компании основной производственной площадкой в условиях перехода от "курточного" бренда к полноценному total look.
Одежный ритейлер Kira Plastinina начал перенос производства в Россию в 2012 г., открыв мануфактуру в г. Озеры Московской обл. Сейчас на территории России отшивается 100% премиального бренда Lublu и 15% — масс-маркета. С момента запуска производства в России ритейлеру удалось сократить долю китайского производства в ассортименте с 95 до 85%. Перенос производства в Россию способствует сокращению производственного цикла, а также дает больше возможностей контролировать качество отшиваемой продукции и своевременно реагировать на изменение спроса, подчеркивают в компании.
За сокращение доли выпускаемой в Китае продукции взялась и ГК "Мэлон Фэшн Груп", управляющая брендами Zarina, Love Republic, befree. По словам генерального директора группы Полины Бакшаевой, в 2012 г. ритейлер отшивал в Поднебесной 98% коллекций, в прошлом году — 94%, сегодня — около 90%. Со временем компания намерена снизить этот показатель до 50%, продолжив работать с теми фабриками, которые предложат наиболее выгодные условия. На данный момент группа размещает заказы в восьми странах, кроме Китая: в Пакистане, Индии, Бангладеше, Узбекистане, Турции, Румынии, Испании, Вьетнаме. Доля европейских стран, по словам топ-менеджера, минимальна. Быстрыми темпами растут закупки в Бангладеше — ввиду самых низких цен на базовые модели.
Экспансия в помощь
Пережить рост себестоимости с минимальными потерями удается группе компаний "Обувь России", у которой на Китай приходится около 55% производства. "У нас увеличились объемы размещаемых заказов, поскольку мы активно расширяем розничную сеть, и нам удается получать более выгодные условия сотрудничества", — рассказывает директор группы компаний Антон Титов.
Кроме того, в предыдущие два года "Обувь России" оптимизировала схему поставки товара из Китая, сократив сроки доставки в два раза, а логистические издержки на 20%.
Более значимым, чем рост себестоимости, фактором удорожания импортируемого товара сегодня является девальвация рубля, считает Антон Титов. Чтобы снизить валютные риски в будущем, группа намерена расширять производство в России, а через 5–7 лет производить здесь около половины ассортимента.
Что держит в Китае?
Вместе с тем у Китая как производственной площадки есть ряд преимуществ, соглашаются собеседники Retailer.RU, а себестоимость производства растет во всех странах мира. "Такого уровня сервиса в производстве одежды, как в Китае, нет ни в одном регионе: полная сырьевая база, готовность фабрик производить продукцию практически под любые требования заказчика", — подчеркивает Илья Ярошенко.
Специализация обувных фабрик на выпуске определенной продукции — вот что держит в Поднебесной "Обувь России". Часть ассортимента в силу технологических особенностей невозможно производить в России, отмечает Антон Титов. Это, например, отдельные модели летней и демисезонной обуви. "Разнообразный ассортимент комплектующих для обуви можно найти только в Китае, в России же этот сегмент практически не развит", — подчеркивает топ-менеджер.