Россиян раздражают в магазинах продукты низкого качества, в перспективе они хотели бы покупать товары на сайте, а в магазин заезжать за собранным заказом. Об этом говорится в исследовании компании «Корус Консалтинг», эксперты которой пытались понять, чего россияне ждут от «магазинов будущего».
В опросе участвовали жители разных городов России (мужчины и женщины) от 25 до 55 лет, со средним и выше среднего доходом, как правило, руководящие сотрудники, собственники или топ-менеджеры предприятий. То есть представители среднего класса, который и является основной целевой аудиторией крупных торговых сетей.
Как говорят эксперты, в «магазинах будущего» можно будет отсканировать штрих-код смартфоном, автоматически сформировать чек на все покупки и самостоятельно его оплатить. Можно будет зайти на сайт магазина, сформировать пакет покупок и просто заехать потом забрать. У полок, где продаются молочные товары, будет раздаваться мычание буренок, а тележка сама проводит покупателя к нужным прилавкам, укажет, какие продукты не следует употреблять, учитывая его возраст и состояние здоровья, и сможет даже напомнить, что к коньяку, например, стоит купить лимон.
Технологии построения «магазина будущего» развиваются достаточно давно, однако до сегодняшнего дня они не получили широкого распространения. В своем опросе эксперты компании решили выяснить, действительно ли технологические новинки будут востребованы у наиболее платежеспособной части населения и какие другие пожелания к отечественной торговле есть у россиян.
Оказалось, что люди ждут от ритейла не технологических инноваций, а повышения качества предлагаемой продукции.
Главной проблемой ритейла в России респонденты назвали некачественные товары (38% опрошенных). Затем идут такие негативные факторы, как небольшой выбор отечественных товаров (21%), узкий ассортимент и отсутствие интересных брендов (17%). Высокими ценами недовольны лишь 14% опрошенных, отсутствием возможности совершить покупку через Интернет – 3%. На неудобство совершать покупки без автомобиля жалуются 7% опрошенных.
Люди хотели бы видеть в России больше «зеленых», экологически чистых продуктов, «фермерских» магазинов. Своим главным предпочтением этот пункт назвали 23% опрошенных. 18% респондентов хотели бы иметь возможность формировать пакет продуктов он-лайн, еще столько же – иметь возможность прямо в магазине сравнить цены на одни и те же товары с другими ритейл-сетями.
Для 14% было бы полезно получать подробную информацию о товаре на электронных табло, 9% хотели бы закупаться в магазинах без продавцов и кассиров – чтобы все товары были снабжены RFID-метками, которые бы суммировались на терминале оплаты. Столько же покупателей хотело бы, чтобы умный магазин их идентифицировал и «советовал», какие продукты купить, исходя из их физических параметров (возраст, вес, здоровье и т.д.) и предыдущих покупок.
7% опрошенных были бы рады системам напоминания о нужных покупках. А вот интегрировать с магазином холодильник, чтобы тот сам оповещал магазин, когда в нем кончается тот или иной продукт, пожелало всего 2% респондентов.
Больше половины респондентов считает, что ритейл-сети должны развивать торговлю через Интернет: это важное и перспективное направление бизнеса. Респонденты считают, что инновации и ИТ помогают магазинам лучше обслуживать покупателей (26%) и выигрывать в конкурентной борьбе (23%). О повышении лояльности со стороны клиентов благодаря технологиям в ритейле говорят 22% участников опроса. Также имеют значение и финансовые мотивы – рост прибыли, уменьшение издержек бизнеса (это отметили 19% опрошенных) и рост капитализации торговой сети (10%).