Федеральный ритейлер X5 Retail Group заявил, что готов предоставить половину полок в своих татарстанских магазинах под местные товары. Производители в республике выразили сомнения в его искренности, сославшись на жесткие условия вхождения в сеть. X5 Retail Group обещал «забыть про премии» при условии «хорошей цены и качества» продукции.
Вчера директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов на встрече в Министерстве промышленности и торговли Татарстана с более 20 татарстанскими товаропроизводителями сообщил, что в ближайшее время компания рассчитывает увеличить долю местных товаров в татарстанской сети с 30-40 до 50%.«Мы хотим наладить вдумчивое общение с локальными производителями»,— отметил он, пояснив, что эти планы согласуются с намерениями компании в ближайшие три-пять лет довести долю отечественной продукции в сети до 80-85%.
Татарстанские власти при вхождении федеральных ритейлеров на рынок республики требуют от них активного сотрудничества с местными товаропроизводителями. Однако в действительности продукция последних оказывается слабо представленной на полках. Согласно информации на официальном сайте Минпромторга Татарстана, удельный вес продукции местного производства в торговых сетях по итогам 2009 года составил 44% в ассортименте и 56% — в товарообороте. Доля местной продукции в сетях «Перекресток» — 37%.
Вчера господин Сусов призвал татарстанских товаропроизводителей участвовать в электронных торгах по отбору поставщиков, которые компания проводит еженедельно, а также обратить внимание на программу «собственная торговая марка» (СТМ), согласно которой поставщик предоставляет товар под специальный бренд торговой сети. В Татарстане программа СТМ работает более пяти лет, под брендом «красная цена» продается продукция второго казанского хлебозавода, ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» и ООО «Акульчев». По словам менеджера департамента по закупкам СТМ и эксклюзивных товаров X5 Retail Group Егора Шумилина, в ближайшее время по программе СТМ будут работать ОАО «Татспиртпром» и ООО «Вторресурсы» (производство туалетной бумаги).
Однако татарстанские производители усомнились в наличии для них реальных возможностей быть представленными в сетях Х5. В частности, начальник отдела закупки носочно-чулочной фабрики «Алсу» (бренд «Носкофф») Василий Уразайкин отметил жесткие условия договоров на поставку. «Согласно договору, за одну разносортную пару носков (производственную ошибку) стоимостью 28 рублей мы должны выплатить штраф в 5 тысяч рублей,— посетовал он на встрече.— Производители боятся таких штрафов. И мы отказались от такого договора». Об этой проблеме говорил и заместитель директора по сбыту и снабжению филиала ОАО «Вамин Татарстан» — Казанский молочный комбинат Ильхам Низамутдинов. «С Х5 мы не можем подписать протокол разногласий. Компания не идет нам на уступки»,— пожаловался он. Представители ОАО «Хитон» (бытовая химия) и ООО «Пестречинка» (мясо и яйца кур) отметили чрезмерные, по их мнению, ретро-бонусы (от 10%). «Мы повысили цены по одному виду товара, и Х5 сразу же отказалась от сотрудничества. Так невозможно работать»,— сказал представитель «Пестречинки».
«Вы говорите, что у нас жесткие условия… но десятки тысяч компаний в России выполняют их и зарабатывают деньги»,— ответил на претензии Михаил Сусов. Впрочем, он выразил готовность пойти татарстанским производителям навстречу. «Мы готовы забыть про премии, только предложите нам хорошую цену и качество»,— добавил господин Сусов и пригласил производителей обсудить проблемы в рабочем порядке.
X5 Retail Group управляет 2,47 тыс. магазинов в России и на Украине, чистая розничная выручка которых в 2010 году составила $11,25 млрд. 47,9% компании принадлежит «Альфа-групп». В Татарстане работают 60 дискаунтеров и 12 супермаркетов под брендами «Перекресток», «Карусель» и «Пятерочка+».